Основные направления современной социологии

Современная социология отличается необычайным разно­образием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциологические тео­рии и микросоциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными являются структурный функционализм и тео­рия социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функ­ционализма разработал видный американский социолог Скотт Парсонс (1902-1979), предложивший рассматри­вать общество как целостную систему, состоящую из функ­ционально взаимосвязанных элементов. В качестве таких элементов могут выступать индивиды, группы, коллективы и Другие общности, внутри которых и между которыми ус­танавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял построить более или менее Полную картину общества. Естественно, при таком подхо­де менялось и представление о предмете социологии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей:

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

• приспособление к окружающей среде (адаптация);

• определение и достижение целей (целедостижение);

• координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

• снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и социокультурные институты, латентную функцию — институты семьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением системных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делающему акцент на стабильности социальных систем и эволюционных формах их развития, в современной социологи! сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются америкайский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913) — автор теории позитивно-функционального конфликта, в рамках которой обосновываете! главный тезис, что стабильность социальной системы исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, ее социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козер социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция социальной структуре поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др.

За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые соци­альные институты и нормы, но и стимулируют экономи­ческий и технологический прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфлик­тологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех поло­жениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несо­гласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способ­ствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими факторами: это борьба за власть, престиж, авторитет, воз­можность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и под­чинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохра­нить, а другие лишены власти и хотят изменить существу­ющее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием обще­ства, Р. Дарендорф вместе с тем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разре­шаться на основе существующих в обществе норм и пра­вил. Наиболее благоприятные условия для регулирования социальных конфликтов существуют, по его мнению, в де­мократическом, открытом обществе, для которого харак­терны политический плюрализм, гибкая система управле­ния и высокая мобильность.

Если структурный функционализм и конфликтология веследуют социальные явления и процессы на уровне об­щества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их со­циальных взаимосвязей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального об­мена,

Создателем теории символического интеракционизма является известный американский философ, социолог Джордж Герберт Мид (4863-1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах Герберта Блумера (1900-1986). Исходя из этого:

• люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

• сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

• символические значения возникают и изменяются по средствам их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представителей символического интеракционизма считают, что изучению непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все социальные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является феноменологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог АлырреяШ Шюц (1899-1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознаниями Исследования концентрируются на выявлении универсальных структур, возникающих в процессе социального взаимодействия. Главная методологическая задача феноменологической социологии — открытие общих, типичными форм организации повседневной жизни, поскольку мир — «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последовательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которого считается американский социолог Г. Гарфинкелъ (р.1917). Этнометодология рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующий деятельность людей.

При этом основное внимание уделяется изучению обыденных норм, правил поведения, смыслов языка объдинения скрытых механизмов межличностных взаимоотно­шений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусственное нало­жение готовых схем на реальное человеческое поведение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов ко­торой является американский социолог Джордж Хоманс (.1910-1989), которое за­ключалось «применении принципов бихевиоризма (бук­вально «наука о поведении» от англ. behaviour — поведе­ние) для объяснения социальных явлений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники которого стре­мятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет вос­производиться данный тип действия;

принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его дости­жения;

принцип «насыщения»: когда потребности близки к на­сыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворе­ния.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выявило определенные методологические изъяны данного социологического направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия намети­лась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в разви­тии современной социологии.