Музей как социо-культурное явление (роль музея в обществе и культуре).

 

В наши дни сущ. целый ряд определений музея. Это связано со сложностью и многоликостью самого феномена – музея.

Появляются музеи под открытым небом – в основе нетрадиционные коллекции предметов.

Этимология слова «музей», которая приведена В.Далем, указывает что:

музей (музеум) – от греч.собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли науки и искусства.

В современных энциклопедиях музей характеризуется как – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры, а также природных объектов.

В РФ принят закон, которым регулируется вся музейная сфера. Если обратиться к закону, т.е. юридически обоснованное определение это: музей – это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения, и публичного представления музейных предметов и коллекций.

Это официальное определение музеев, принятое на территории РФ.

В международной практике используется другое определение музея. Выработано ИКОМ (международный совет музеев) в 1974 году и включено в его Устав

Музей – это постоянное, некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей; оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях, материальные свидетельства жизни человека и окружающей его среды.

Достаточно долго велись дискуссии. И не спроста различие в определении российском и международном. Исходя из нашего определения возникает вопрос – а может ли считаться музеем планетарий? у нас фонды – основа основ.а там нет этого, значит нет. А в международном определении – может считаться! Или, например ботанический сад, зоопарк – все таки тоже включаются в музеи, также с местами исторических битв – исторические места. А у нас нет.

Социальные функции музея:

сам статус музея сейчас требует переосмысления.

Выделяют всего 3 функции: 2 исторически сложившиеся, определяющие специфику музейной деятельности и в последнее время выделилась 3-я.

1) Функция документирования (это не оформление бумажек – это то, что музей выявляет и отбирает объекты природы или созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами объективной реальности, т.е. музей комплектует фонды, и тем самым он собирает документы об ушедшей эпохи).

2) Образовательно-воспитательная функция.основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она (функция) обусловлена культурными и познавательными запросами общества, осуществляется в экспозиционной и культурно-образовательной работе музеев. Эта функция включает в себя и просветительные и образовательные аспекты. Просветительные (воспитательные) – это когда ненавязчиво человеку внушаются какие-то ценности (с детства в музей ходить). Образование – это когда добровольно-принудительно заставляют учить. Это, например – экскурсия в музей.

3) Функция организации свободного времени. Рекреационная функция. Она обусловлена потребностями человека в эмоциональной разрядке и культурных формах досуга. Она является производной от 2-й функции, поскольку любое посещение музея связано с познавательным интересом. Но эта функция выделилась где-то в 90-е годы, когда было развитие массового туризма.

 

Факторы, которые влияют на изменение социальных функций музея.

Две первые функции – они стабильны (документирования и образовательно-воспитательная), поскольку значение музея остается неизменным в обществе на протяжении долгого времени. Но третья функция – развивается, т.к. меняются запросы общества.

Музей по своей природе является идеологическим. Волей-неволей музеи несут идеологический подтекст. Поэтому концепция музея, которая лежит в основе документирования определяется социальными условиями и идеологиями, господствующими в обществе на том или ином историческом этапе развития.