Методы получения знаний

Кроме учета различных аспектов извлечения знаний, важную роль играют и те методы, с помощью которых они могут быть по­лучены из источников знаний. Сегодня не суще­ствует единой классификации.

В основе классификации методов извлечения знаний лежат принципы деле­ния:

- по источникам знаний;

- по активной или пассивной роли, выполняемой участниками процесса извлечения знаний;

- по использованию индивидуальных или групповых мнений экс­пертов;

- по специфике обработки полученных результатов;

- по стратегии навигации по письменному проблемно-ориенти­рованному тексту (рис. 7.4).

 

 

 

Рис. 7.4 – Классификация методов извлечения знаний

 

Процедуры извлечения знаний определяются характеристикой предметной области и личностными особенностями инженера по знаниям и эксперта.

Для характеристики предметных областей выделяют:

- хорошо структурированные области, обладающие устоявшейся терминологией, четкой аксиоматизацией и широким использовани­ем математического аппарата;

- средне структурированные области с развивающейся теорией, определяющейся терминологией, явными взаимосвязями между явлениями;

- слабо структурированные области с богатой эмпирикой, размытой терминологией, скрытыми взаимосвязями, с большим количеством «белых пятен».

Группа коммуникативных методов ориентирована на взаимодействие инженера по знаниям (ИЗ) с экспертом.

Текстологические методы предназначены для извлечения знаний из текстов.

Коммуникативные методы по активности И3 в про­цессе приобретения знаний делятся на две группы. Пассивные ме­тоды подразумевают, что ведущая роль в этой процедуре передает­ся эксперту, а инженер только протоколирует рассуждения экспер­та во время реальной работы либо описывает то, что эксперт же­лает рассказать.

Активные методы в зависимости or числа экспертов делятся на индивидуальные и групповые. Групповые методы отличаются тем, что помимо индивидуальных контактов с экспертам ИЗ применяет и групповое обсуждение вопросов, относящихся к анализируемой предметной области.

Примеры коммуникативных методов:

- наблюдение;

- анализ протоколов «мыслей вслух»;

- лекции;

- анкетирование;

- интервью;

- свободный диалог;

- игры с экспертом;

- круглый стол;

- «мозговой штурм»;

- ролевые игры.

Группа текстологических методов объединяет методы извлечения знаний, основанные на изучении специальных текстов из учебников, монографий, статей, методик и других носителей профессиональных знаний.

Задачу извлечения знаний из текстов иногда формулируют как задачу понимания и выделения смысла текста. Эта область инже­нерии знаний тесно взаимодействует с компьютерной лингвисти­кой и таким направлением искусственного интеллекта, как обра­ботка естественного языка.

Представим схему извлечения знаний из текста в следующем виде:

M1 → Вербализация → Текст → Понимание → М2,

где M1 - модель мира автора текста;

М2 - модель, возникающая при чтении текста (модель ИЗ).