Методы получения знаний
Кроме учета различных аспектов извлечения знаний, важную роль играют и те методы, с помощью которых они могут быть получены из источников знаний. Сегодня не существует единой классификации.
В основе классификации методов извлечения знаний лежат принципы деления:
- по источникам знаний;
- по активной или пассивной роли, выполняемой участниками процесса извлечения знаний;
- по использованию индивидуальных или групповых мнений экспертов;
- по специфике обработки полученных результатов;
- по стратегии навигации по письменному проблемно-ориентированному тексту (рис. 7.4).
Рис. 7.4 – Классификация методов извлечения знаний
Процедуры извлечения знаний определяются характеристикой предметной области и личностными особенностями инженера по знаниям и эксперта.
Для характеристики предметных областей выделяют:
- хорошо структурированные области, обладающие устоявшейся терминологией, четкой аксиоматизацией и широким использованием математического аппарата;
- средне структурированные области с развивающейся теорией, определяющейся терминологией, явными взаимосвязями между явлениями;
- слабо структурированные области с богатой эмпирикой, размытой терминологией, скрытыми взаимосвязями, с большим количеством «белых пятен».
Группа коммуникативных методов ориентирована на взаимодействие инженера по знаниям (ИЗ) с экспертом.
Текстологические методы предназначены для извлечения знаний из текстов.
Коммуникативные методы по активности И3 в процессе приобретения знаний делятся на две группы. Пассивные методы подразумевают, что ведущая роль в этой процедуре передается эксперту, а инженер только протоколирует рассуждения эксперта во время реальной работы либо описывает то, что эксперт желает рассказать.
Активные методы в зависимости or числа экспертов делятся на индивидуальные и групповые. Групповые методы отличаются тем, что помимо индивидуальных контактов с экспертам ИЗ применяет и групповое обсуждение вопросов, относящихся к анализируемой предметной области.
Примеры коммуникативных методов:
- наблюдение;
- анализ протоколов «мыслей вслух»;
- лекции;
- анкетирование;
- интервью;
- свободный диалог;
- игры с экспертом;
- круглый стол;
- «мозговой штурм»;
- ролевые игры.
Группа текстологических методов объединяет методы извлечения знаний, основанные на изучении специальных текстов из учебников, монографий, статей, методик и других носителей профессиональных знаний.
Задачу извлечения знаний из текстов иногда формулируют как задачу понимания и выделения смысла текста. Эта область инженерии знаний тесно взаимодействует с компьютерной лингвистикой и таким направлением искусственного интеллекта, как обработка естественного языка.
Представим схему извлечения знаний из текста в следующем виде:
M1 → Вербализация → Текст → Понимание → М2,
где M1 - модель мира автора текста;
М2 - модель, возникающая при чтении текста (модель ИЗ).