ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. Роль философии в решении глобальных проблем.

2. Сущность глобальных проблем.

3. Основные мировые проблемы.

4. «Новый гуманизм».

 

1. Философский подход к глобальным проблемам предпо­лагает рассмотрение их в единстве, целостности, взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обу­словленности. Выделяя специфику философского осмысления глобальных проблем, нужно отметить наиболее важные, прису­щие только этой форме познания особенности, вытекающие из основных функций философии:

- философия, формируя мировоззрение, создает конкрет­ные ценностные установки, которые, в свою очередь, определя­ют направленность человеческой деятельности. В итоге реализуются ее мировоззренческая и аксиологическая функции;

- методологическая функция философии, обобщающая теории различных наук, оказывается необходимой для интегра­ции научного знания;

- философия объясняет общественные явления и процессы в историческом контексте. В исследовании глобальных проблем она нацеливает на понимание их как закономерного явления, органически связанного с развитием общества. Появление глобальных проблем - это не случайность, а результат противоречивого развития человеческой истории;

- философия дает возможность увидеть и определить об­щую тенденцию развития глобальных проблем, динамику их взаимодействия и взаимообусловленности;

- философия способствует развитию культуры теоретического мышления. Изучение истории философии различных народов и регионов мира позволяет глубже ознакомиться с их общей культурой, в отрыве от которой ни одна из глобальных проблем не может быть решена;

- диалектический подход и целостное видение естественно-исторического процесса содействуют более четкой ориентации в огромном потоке научной информации по глобальным проблемам;

- философское осмысление жизни, смерти и бессмертия человека приобретает особую актуальность сегодня, когда глобальные проблемы все больше обостряются;

- философия разрабатывает такие категории, как «общест­во», «цивилизация», «глобальные проблемы» и др., имеющие тесную связь с современными актуальными проблемами челове­чества и их осмыслением.

2. Понятие «глобальный» произошло от латинского слова globus - земной шар. Глобальными называют проблемы, кото­рые затрагивают как интересы человечества в целом, так и каж­дого отдельного человека в различных точках планеты. Они ока­зывают решающее влияние на развитие отдельных стран, регио­нов и всего мира, являясь объективным фактором экономиче­ского, политического и социального развития. Решение глобаль­ных проблем предполагает объединение усилий большинства государств и организаций на международном уровне, а их нере­шенность грозит катастрофой всему человечеству.

Рассматривая проблемы различного уровня как конкретное выражение философских категорий «общее», «особенное», «единичное», их обычно характеризуют так, что частные про­блемы выступают как единичные, локальные и региональные -как особенные, а глобальные - как всеобщие. Частные пробле­мы - это проблемы, которые относятся к какой-то конкретной сфере деятельности государства. Глобальные проблемы охваты­вают весь земной шар, включая недра земли, атмосферу и кос­мическое пространство, попадающее в сферу деятельности че­ловека. В зависимости от степени и остроты и первоочередности решения они делятся на три большие группы:

- проблемы, характеризующиеся наибольшей общностью и актуальностью (устранение войны из жизни общества и обеспе­чение справедливого мира; установление нового международно­го экономического порядка);

- проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы (экологические проблемы; разумное освое­ние Мирового океана и Космоса; обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой и др.);

- проблемы, связанные с системой «человек - общество» (демографическая проблема; вопросы здравоохранения и образования и др.).

3. Проблема войны и мира

Самой актуальной из всех существующих на Земле про­блем на сегодня является устранение войны из жизни общества и обеспечение прочного мира между народами. Безусловно, ост­рота этой проблемы никогда не ослабевала, но в XX веке она обрела драматический характер, поставив все человечество пе­ред роковым вопросом «Быть или не быть?». С момента первого применения ядерного оружия в августе 1945 года началась новая эра - ядерная, которая повлекла кардинальные изменения во всех сферах жизни общества: политике, экономике, мышлении. С этого часа человечество обрело ахиллесову пяту. С появлени­ем атомной бомбы, как отмечал немецкий философ К.Ясперс, «конец света» стал вполне реальным. Каждый житель планеты должен осознать всю степень опасности ядерной войны, сделать всё, чтобы отойти от края пропасти и отказаться от военного на­силия во имя спасения жизни на Земле.

Проблемы нового экономического порядка

Противостояние между «богатым Севером» и «бедным Югом» возрастает. При общемировом росте валового продукта значительно увеличился без того огромный разрыв в уровне социально-экономического развития между богатыми и бедными, развитыми и развивающимися странами. В развитых странах во все сферы общественной жизни и экономики стали внедряться компьютеры и микроэлектроника. Значительно увеличилась роль новых технологий, что потребовало привлечения к производству достаточно образованной, высококвалифицированной рабочей силы. В силу этого экономические взаимосвязи и мировая торговля все в большей степени стали осуществляться главным образом за счет обмена между экономически развитыми государствами, а развивающиеся государства, не имеющие сырьевых ресурсов, капитала и высококвалифицированной рабочей силы, вытесняются с мирового рынка.

Проблемы экономики и сырьевых ресурсов

Одна из глобальных проблем - это обеспечение человечества энергетическими сырьевыми ресурсами, которые составляют основу материального производства. Природные ресурсы делятся на возобновимые (гидроэнергия, энергия Солнца, древе­сина и т.п.) и невозобновимые, естественные запасы которых ограниченны (нефть, газ, уголь, руды и минералы). Подсчитано, что при современных темпах потребления большинство нево­зобновимых ресурсов человечеству хватит лишь на обозримую перспективу (от нескольких десятков до нескольких сотен лет). При этом значительная часть имеющихся запасов сосредоточена в месторождениях, залегающих в сложных условиях (на глубине 8-10 км или на дне океана), что требует разработки новой технологии для их добычи и переработки.

Экологическая проблема

Усложнением производственных отношений влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей. Главная опасность современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребно­стей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

Экологическая проблема - это проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека. Самыми опас­ными направлениями пагубного влияния человека на природу являются: истощение запасов полезных ископаемых; загрязне­ние земли, водоемов, атмосферы промышленными отходами; уничтожение баланса флоры и фауны (растительного и живот­ного мира); вырубка лесов; продолжение испытаний ядерного оружия (наземные и подземные взрывы). Чтобы выжить и не довести планету до катастрофы, сегодня человечество обязано всячески уменьшать свое вредное влияние на окружающую среду.

Демографическая проблема

Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема на­родонаселения, которая с каждым днем становится все актуаль­нее. В этом вопросе отмечается несколько аспектов: количест­венное увеличение населения планеты ведет к еще большей эксплуатации природы; возможно обострение противоречий внутри общества, так как производство материальных благ не успевает за ростом населения (в этой связи обсуждается вопрос о «поро­ге» населенности, т.е. каково максимальное количество населе­ния Земли, превышение которого станет опасным для всех?); проблема качества жизни, т.е. хватит ли материальных возмож­ностей у общества, у семьи обеспечить детям воспитание, обра­зование, лечение, внимание со стороны общества?

Во многих странах Азии и Африки рост населения вызван, во-первых, отсутствием контроля за рождаемостью, во-вторых, традициями, хотя такой рост населения заведомо не оправдан с учетом экономической слаборазвитости страны.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) в книге «Опыт закона народонаселения» доказал, что есть «порог» населенности, и человечество обречено его достигнуть. Это объясняется тем, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а развитие научно-технического прогресса - в арифметической. Ди­намика роста населения Земли подтверждает данную гипотезу:

1000 г. - ≈ 300 млн. человек,

1850-1 млрд.,

1930-2 млрд.,

1976-4 млрд.,

2000 - 6 млрд.,

к 2025 г. - 8 млрд. (ожидается).

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить около 60 миллиардов человек. При сохранении современных темпов прироста населения «критический» порог может быть достигнут к 2150-2200 годам. Чтобы избежать этого, человечество должно решить такие проблемы: во-первых, сбить темпы роста населе­ния в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика), во-вторых, найти новые способы уве­личения возможности Земли прокормить и обеспечить человече­ство.

В целом проблема взаимоотношений человека, общества и природы приобрела глобальный характер.

Проблемы здравоохранения и образования.

Численность населения, условия его проживания и состояние окружающей среды тесно связаны с такой проблемой, как здоровье. Существует как прямая, так и косвенная связь ме­жду многими болезнями и антропогенными изменениями в ок­ружающей среде. В развитых странах резко возросли сердечно­сосудистые, психические заболевания, рак, СПИД и др., хотя инфекционные болезни там отступили. Установлено, что причи­нами роста сердечно-сосудистых заболеваний являются мало­подвижный образ жизни, переедание, курение, стрессовые си­туации, что характерно цивилизации XXI в. В развивающихся странах по причинам слабой медицины, нищеты и антисанита­рии высока вероятность инфекционных, эпидемических заболе­ваний, причем специфика современных интернациональных свя­зей такова, что активная миграция людей и расширившиеся эко­номические отношения приобрели планетарный характер, резко увеличив скорость распространения многих инфекционных бо­лезней.

С демографическим взрывом тесно связана и проблема образования. Если в процентном отношении число неграмотных в мире за последнее время уменьшилось, то в абсолютном вы­ражении оно продолжает расти. Реальная жизнь необразованных людей подчинена архаичным семейным традициям, которые оп­равдывают многодетность преданиями, предрассудками. В итоге разрыв между развитыми и развивающимися странами и в этом отношении продолжает увеличиваться.

Наряду с этим растет, с одной стороны, функциональная неграмотность, обусловленная тем, что уровень образования все большего числа людей не соответствует тому, чтобы полноцен­но жить и работать в современном обществе с новейшей техно­логией и компьютерной техникой. С другой - в большинстве стран мира отсутствует равный доступ к образованию, что, без­условно, обостряет социальную напряженность.

4. «Новый гуманизм» (суть которого состоит в утвержде­нии норм и принципов бытия, которые отражали бы насущные интересы всех людей планеты и потому воспринимались бы ими как всеобщие ценности) сегодня необходим как некое универ­сальное объединяющее начало.

Смысл «золотого правила» нравственности в отношениях между людьми, народами и государствами звучит словами Вольтера как всеобщий гуманистический призыв: «Обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой». Не просто было прийти к осознанию прав отдельного человека, но более сложной остается задача создания единой системы обще­человеческих ценностей, где права человека являются лишь ча­стью этой системы. В полном виде они были приняты Генераль­ной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года в виде Всеобщей декларации прав человека и подтверждены международным Хельсинкским совещанием 1975 года. Теперь они стали общей нормой, признаваемой мировым сообществом.

Список глобальных проблем человечества можно при же­лании продолжить, они характерны для экономической, соци­альной, политической жизни человека. Но при анализе нельзя упускать из виду, что их разрешение представляется делом от­нюдь не простым, а весьма сложным и опасным. Простых реше­ний для преодоления глобальных проблем современности нет. Уничтожение ядерного оружия, развертывание безотходных технологий, экономия природных ресурсов во многом способст­вовали бы улучшению нынешнего состояния человечества. Но даже осуществление этих преобразований не привело бы к от­мене глобальных проблем, на смену разрешенным проблемам неминуемо пришли бы другие, так как человечество как часть ноосферы вступило в эпоху необратимого развития, с чем и свя­заны различного рода катаклизмы глобального характера.

Многие ученые отмечают, что в наиболее развитых стра­нах XX века (странах Запада) технико-экономическая компонен­та часто подавляла культурно-этическую составляющую. В этой связи ставится задача перехода от техногенной, в том числе и информационной цивилизации к антропогенной, где основной ценностью был бы человек (а не техника). Одновременно уче­ные дискутируют и по вопросам ценностных составляющих бу­дущего, какие станут в них доминирующими: удовольствие, свобода, справедливость, национальная принадлежность, мир, счастье?

Человечество идет навстречу к новым модернизациям, поэтому ему нужна и новая философия.