Структура, формы и методы научного познания

Научное познание никогда не обходилось без руководства определенными предписаниями, правилами, методами. Метод - это система регулятивных принципов преобразующей, практи­ческой или познавательной, теоретической деятельности.

Научное познание отличается от всех других видов позна­ния использованием специально разработанных методов. Мето­ды мышления своими корнями уходят в почву практических действий. В истории науки методы возникали как результаты открытий, создания новых теорий. Формируясь в практике про­шлого исследования, метод выступает как исходный пункт по­следующих исследований, как объединяющее начало практики и теории. Не зря Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, осве­щающим путнику дорогу в темноте. Ведь даже хромой, идущий по правильной дороге, опередит того, кто идет по бездорожью.

В научном познании метод должен отвечать определенным критериям научности. Одним из основных признаков науч­ного метода является его обоснованность. Основательность ме­тода обусловлена глубиной и адекватностью знаний об объекте. Наиболее развитой формой знания является теория. Теория - это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причи­ны в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.

Разумное содержание процесса познания облекается в конкретные формы. Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется познание, являются понятия, суж­дения, умозаключения.

Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. Понятие схваты­вает и сохраняет лишь существенное. Понятия возникают и су­ществуют в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить - значит судить о чем-либо. Суждение - это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий ут­верждается (или отрицается) что-либо и о чем-либо. Суждения бывают утвердительные и отрицательные. Из имеющихся суж­дений образуется новое - умозаключение. Умозаключение - бо­лее высший уровень логического опосредования, чем суждение.

Поскольку любое знание носит ограниченный характер как исторически, так и по содержанию, постольку в каждый данный момент существует необходимость в предположительном знании, в гипотезах. Гипотеза - это предположение, исхо­дящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойств, определенных отношений. Но в силу своего вероят­ностного характера гипотеза требует проверки и доказательства и только затем может приобрести характер теории.

Теория - это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи. Главное в научной теории - это входящие в нее законы. Развитие науки связано с открытием все новых законов природы. Власть чело­века над окружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов.

Методы научного познания многообразны. В зависимости от предметной направленности различают физические, химиче­ские, биологические, социальные, исторические и др. методы исследования.

По степени общности методы бывают: частные, общенаучные, всеобщие. Частные методы применяют в узкой области конкретных исследований. Общенаучные методы применяют в более широкой сфере научных исследований. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция и другие. А ко всеобщим методам относятся философские, универсальные.

В научном познании определяют два уровня: эмпирический и теоретический. К эмпирическим методам исследования относятся: наблюдение, эксперимент, моделирование. К теоре­тическим методам относятся: анализ и синтез, индукция и де­дукция и другие.

Научное познание действительности осуществляется с по­мощью исторического и логического методов. Исторический метод - метод, применение которого требует мысленного воспроизведения конкретного исторического процесса развития. Ведь для истории характерны: во-первых, последовательность событий во времени и, во-вторых, наличие многообразных случайностей.

Логический метод является особым методом отражения того же исторического процесса. Историческая наука требует умения выделять основное, главное. Для этого нужно знать сущность рассматриваемого предмета. Напротив, нельзя вскрыть сущность предмета, пренебрегая его историей.

В научном познании большое значение имеет взаимосвязь абстрактного и конкретного. На ступени чувственного познания человек непосредственно соприкасается с окружающей действи­тельностью, которая выступает как конкретная в многообразии своих качеств и свойств. В процессе познания мы идем от кон­кретного к абстрактному. Решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие философские методы, отличительная особенность кото­рых - универсальность. Эти методы действуют всюду. Если спе­циальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские мето­ды являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения, развития объекта. Философские методы однозначно не определяют ли­нию поиска истины, поэтому решающее слово принадлежит практике. Если каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то стороны объекта, то возникает необходимость во «вза­имной дополнительности» отдельных методов. Причем надо учитывать, что каждый метод имеет определенные пределы сво­их познавательных возможностей.