ДИАЛЕКТИКА

1. Общее понятие диалектики и развития.

2. Законы диалектики:

- единства и борьбы противоположностей;

- перехода количественных изменений в качественные;

- отрицания отрицания.

3. Основные категории и принципы диалектики.

 

1. Само слово «диалектика» в переводе с греческого языка означает «искусство вести беседу, спор» - 1) метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии; 2) процесс развития чего-либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости. Диалекти­ка - наука о наиболее общих законах развития природы, обще­ства и мышления. Иными словами, диалектика - это теория раз­вития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через за­коны диалектики, категории, принципы.

Основной вопрос диалектики: «Что такое развитие?». Развитие - закономерное, качественное изменение материальных и идеальных объектов, причем не механическое изменение, а из­менение как саморазвитие, результатом которого является пере­ход объектов на более высокую ступень организации. Разви­тие - высшая форма движения, а движение - основа развития, внутреннее свойство материи. Движение - уникальное явление окружающей действительности, поскольку движение характери­зуется целостностью, непрерывностью, наличием противоречий.

2. Законы диалектики в системном виде впервые были изложены Гегелем как законы развития абсолютной идеи. С пози­ций материализма основные законы диалектики были сформу­лированы в марксисткой философии. Среди способов понимания диалектики развития: законов, категорий и принципов основными являются законы диалектики.

Закон - это внутренняя, существенная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Законы диалектики отличаются от законов других наук своей все­общностью и универсальностью, так как они охватывают все сферы окружающей действительности, раскрывают механизм перехода от старого к новому (основы движения и развития), связь старого и нового.

Определяют три базовых закона диалектики:

- единства и борьбы противоположностей;

- взаимного перехода количественных изменений в качественные;

- отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что все сущее представляет собой противоположные начала, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (примеры: юг и север, холод и тепло, молодость и старость, положительное и отрицательное и т.д.). Закон противоречия детерминирует источник саморазвития и самодвижения предмета как присущего ему, поэтому он занимает центральное место в диалектике, являясь ее сутью. Содер­жание закона единства и борьбы противоположностей выража­ется через взаимодействие категорий тождества, различия, про­тивоположности и противоречия.

Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, т.е. данный предмет есть именно этот предмет. Но в это же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между тождествен­ностью и отличием приводит к саморазвитию и изменению предмета. Например, тождество полюсов, таких как север - юг, плюс - минус, добро - зло, определяется самим фактом сущест­вования предмета как единой целостной системы, обладающей количественной и качественной определенностью. Последняя влечет за собой отличие, неодинаковость, непохожесть, отрица­ние друг в друге вплоть до взаимоисключения противополож­ных полюсов. Этот аспект существования предмета выражает категория различия. Доводя различие элементов и тенденций развития некоторой целостности до предела, мы представляем их как противоположности, как стороны существования этой целостности, непосредственно несовместимые друг с другом. В то же время они образуют системное единство, определяемое всей совокупностью взаимосвязей как внутри рассматриваемой целостности, так и во взаимодействии с внешней средой. Такое единство, одновременно проявляющееся в тождестве и различии противоположностей, выражает категория противоречия.

Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга.

Можно выделить различные виды противоречий:

- противоречие, приносящее пользу обеим сторонам (постоянная конкуренция, соревнование, где каждая сторона стре­мится к победе и переходит на качественно новую ступень раз­вития);

- противоречие, где одна сторона постоянно одерживает победу над соперником, но побежденный соперник сохраняется, является как бы «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую сту­пень развития;

- антагонистическое противоречие, где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой. Кроме этого различают внутренние, внешние, основные, неосновные и другие противоречия.

В процессе познания закон единства и борьбы противопо­ложностей выполняет ряд важнейших методологических функ­ций:

- ориентирует на поиск источника самодвижения объекта;

- указывает на преходящий характер изучаемого объекта;

- направляет процесс познания на процессы объяснения объекта;

- раскрывает внутреннюю сущность объекта.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону качественные изменения предмета происходят тогда, ко­гда изменение количественных характеристик данного предмета достигает определенного предела. Качество - тождественная бытию определенность, стабильная система определенных свойств, характеристик предмета. Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.). Мера - единство количества и качества. Наруше­ние меры приводит к изменению данного предмета или явления и превращению его в другой предмет или явление. Переход в иное состояние понимается как скачок. Например, если нагре­вать воду последовательно на один градус по Цельсию, т.е. из­менять количественные параметры (температуру), то вода будет изменять свое качество - станет горячей. При достижении 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар. Переход воды в пар есть скачок. Скачок опреде­ляется изменчивостью и неустойчивостью. Переход количества в принципиально новое качество может произойти резко, быстро или медленно, эволюционно.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет серьезное методологическое значение:

- ориентирует познающего субъекта на описание познаваемого объекта;

- описание объекта подчиняет последовательности: качество-количество-мера;

- данное описание способствует фиксации внешней сторо­ны объекта (явления), чтобы в процессе познания в дальнейшем проникнуть в сущность вещей и процессов.

Закон отрицания отрицания гласит, что новое всегда от­рицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все не­обходимые положительные моменты последней.

Категория отрицания выражает процесс превращения данного состояния предмета в свою противоположность. Примерами могут служить: смена общественно-экономических формаций; смена поколений; отмирание старых и возникновение новых клеток в организме. Отрицание отрицания отображает процесс перехода полученной противоположности, но при этом не уничтожение предыдущего состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существен­ных моментов предыдущей стадии. Этот момент закона отрица­ния отрицания выражается категорией снятия. Снятие есть разрешение противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния и его отрицанием путем перехода в третье состояние, синтезирующее в себе необходимые и существенные стороны первых двух, но уже на качественно новом уровне. Цикл развития можно представить в такой форме:

- начальное состояние;

- отрицание начального состояния, переход в новое качество, как бы противоположное начальному;

- отрицание нового и переход в новейшее качество, проти­воположное новому, следовательно, возврат к исходному со­стоянию, но на более высоком уровне. В целом процесс развития принимает спиралеобразный характер.

Повторяемость и преемственность, как атрибуты процесса развития, обусловливают спиралевидную форму его реализации. Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Примерами могут быть такие процессы, как:

- организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем уже стареет, дряхлеет (нисходящее разви­тие);

- историческая смена одной общественно-экономической формации другой (расцвет рабовладельческого строя сменился падением, но последовало развитие феодализма (восходящее развитие).

Закон отрицания отрицания в процессе познания предъяв­ляет следующие методологические требования:

- указывает на определенную направленность саморазвития предмета;

- ориентирует на раскрытие и формы самодвижения, на поиск основных фаз отрицания (развития) и их взаимосвязь;

- обусловливает прогностическую функцию познания;

- раскрывает единство сущности и явления как противоположных сторон существования предмета.

3. Помимо трех основных законов диалектика включает в себя и категории - наиболее общие понятия, раскрывающие существенные характеристики развития.

Сущность и явление. Категория сущности выражает совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития матери­альной системы. Категория явления - конкретные события, свой­ства, процессы, выражающие внешние стороны действительности. Категории сущность и явление неразрывно связаны между собой: в мире нет такой сущности, которая не обнаруживала бы себя во вне, как нет и явления, которое не заключало бы в себе информацию о сущности. Но единство сущности и явления не означает их совпадения, т. к. сущность всегда скрыта, чем глуб­же она лежит, тем более трудным оказывается ее познание.

Во взаимоотношении сущности и явления обнаруживается диалектика единства и многообразия. Одна и та же сущность может иметь множество различных проявлений, как и всякое сложное явление, может определяться несколькими сущностями. В сущности превалирует необходимое и общее, в явлении - слу­чайное и единичное.

Общее, единичное, особенное. Под общим понимаются свойства и отношения предмета, тождественные свойствам и отношениям других предметов. Под единичным подразумеваются относительная обособленность, специфические характеристи­ки предмета, составляющие его уникальную определенность. Общее всегда реализуется в единичном и через единичное. Об­щее и единичное синтезируются в категории особенного.

Особенное - характерное отличительное свойство предме­та или явления: не такой, как все, не обыкновенный.

Всеобщее - это общее, присущее всем предметам и явлениям действительности. Философия изучает всеобщее.

Необходимость и случайность. Необходимость - это внутренняя, устойчивая, существенная, неизбежно возникающая при определенных условиях взаимосвязь предметов. Необходимость всегда связана с существенностью.

Случайность есть точка пересечения необходимостей, т.е. она - форма проявления необходимости и характеризуется неустойчивостью, неопределенностью, внешностью, может быть связана с сущностью. Необходимость и случайность - диалектические противоположности, не существующие друг без друга. За случайностью всегда скрывается необходимость, которая опре­деляет ход развития в природе и обществе. Случайность всегда оказывается подчиненной внутренним законам. Научное позна­ние стремится открыть эти законы. Материалисты признают объективный характер необходимости, но не все. Так, механи­стический детерминизм исходил из существования только необходимости. Понимание соотношения между необходимостью и случайностью привело в философии к возникновению фатализ­ма и волюнтаризма.

Фатализм абсолютизирует необходимость, понимает ее как неизбежность (рок, судьба человека, общества).

Волюнтаризм, наоборот, недооценивает роль необходимо­сти, все явления сводит к случайной роли волевых действий субъекта.

Случайные события оцениваются с помощью теории веро­ятности. Вероятность - это количественная характеристика ме­ры возможности появления какого-либо случайного события. Понять процесс появления нового помогают категории «возможность» и «действительность».

Возможность - это предпосылки возникновения нового. В возможности воплощены степень и многообразие форм непротиворечивости. Данная категория выражает объективные, необходимые условия и тенденции возникновения и развития неко­торого предмета.

Действительность - это осуществленная возможность, действительность - все существующее, а что существует в действительности, когда-то было возможностью. С другой стороны, и сама действительность является возможностью новой действи­тельности.

Различают реальные и абстрактные возможности. Для реа­лизации реальных возможностей уже есть необходимые усло­вия. Абстрактные возможности не всегда возможно реализовать, требуются существенные изменения окружающих условий.

Причина и следствие. Явление, которое порождает другое или вызывает в нем определенные изменения, есть причина. По­рождаемое причиной явление (изменения в нем) называется следствием. Структура причинно-следственных связей включает в себя два важных момента: во-первых, причина предшествует следствию; во-вторых, причина порождает следствие.

Причинно-следственные связи имеют следующие основные черты:

- существуют вне и независимо от сознания (объективность);

- любое явление причинно обусловлено (всеобщность);

- определенная причина вызывает соответствующее следствие (необходимость);

- изменения не приводят к исходному состоянию (необратимость);

- причинно-следственные связи имеют характер взаимодействия: следствие воздействует на свою причину (нелиней­ность).

При наличии причинно-следственных связей важную роль играют условия. Условия - это совокупность факторов, которые необходимы для появления следствия, но не порождают его. Причину надо отличать от повода. Причинность может носить как необходимый, так и случайный характер.

Содержание и форма. Содержание - совокупность всех элементов вещи или процесса, то, из чего они состоят. Форма -это внешняя структура содержания, это способ существования содержания. Содержание оформлено, а форма содержательна. Содержание - более активная сторона этого единства, форма же, как внешнее существование этого единства, более устойчива.

Итак, парные диалектические категории выражают наибо­лее общие и существенные взаимосвязи бытия и познания. Они вместе с основными законами диалектики вскрывают объектив­но существующую универсальную диалектическую связь, кото­рая находит свое отражение в сознании и познании людей окру­жающей их действительности.

В структуру диалектики входят и такие основные принци­пы, как:

- всеобщей связи;

- системности;

- причинности;

- историзма.

Под всеобщностью связи подразумевается целостность мира, внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его предметов, явлений, процессов. Связи бывают: внешние и внутренние, случайные и закономерные, генетиче­ские и функциональные, пространственные и временные.

Под системностью понимают то, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядо­ченно. Они образуют целостную систему, в которой располагаются в иерархическом порядке. Именно поэтому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность - это такие связи, где одна порождает дру­гую. Предметы, явления, процессы окружающего мира всегда обусловлены, имеют внутреннюю или внешнюю причину. А причина порождает следствие, такие связи в целом называются причинно-следственными.

Историзм означает, что мир, история развития вечны и неуничтожимы; существование и развитие мира проходит в бес­конечном времени.