Философия нового времени
1. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт).
2. Б. Спиноза.
3. Г. В. Лейбниц.
4. Д. Беркли, Д. Юм.
1. В XVII веке произошло бурное развитие естествознания. Быстрыми темпами развивались математика, механика, астрономия. Благодаря открытиям Коперника, Кеплера, Галилея основывается экспериментальное естествознание. Р. Бойль применил методы механики в химии, В. Гарвей открыл кровообращение. Р. Декарт и Г. Лейбниц внесли неоценимый вклад в развитие математики, механики, физики и физиологии. Наука в новое время из служанки богословия превращается в движущую прогресс и производство силу. Возникла необходимость всестороннего осмысления новых научных фактов и открытий.
Философия нового времени ставит своей задачей углубленное изучение природы и осмысление открытий в математике, естествознании. Отвечая на потребности научного познания, она поставила в центр исследований проблемы метода познания. Поиск универсального метода в научном познании привел философов к различным направлениям: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Эмпиризм как философское направление возник в XVII веке сначала в Англии, а потом – во Франции. Основной тезис его гласит: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах». Чувства и опыт - основные источники наших знаний, а разум человека только систематизирует данные органов чувств. Сенсуализм – философское учение, в котором подчеркивается, что в процессе познания чувства человека играют главную роль (от лат. sensus - чувства).
Основоположником эмпиризма считается английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626). Блестящий оратор, член парламента, лорд-канцлер Великобритании, философ, ученый, он проводит исследования с помощью опытов, считал, что философия должна быть направлена на практическую жизнь. По его мнению, наука приведет к господству человека над природой, но «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Ему принадлежат слова, ставшие научным девизом: «Знание - сила». Истинно, силен тот, кто знает, кто может. Ф. Бэкон утверждал, что путь к истине лежит через наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент. Он пропагандировал исследование от единичных факторов к общим, т.е. индукцию. В своей известной работе «Новый Органон» он разработал новую методологию экспериментального естествознания. Знания и опыт нужны человеку для решения практических дел. Метод индукции Ф.Бэкона значительно расширил возможности процесса познания. Но индукция имеет и недостаток, т.к. если несколько явлений имеют общие признаки, это не означает, что данными признаками обладают все явления. Чтобы преодолеть главный недостаток индукции, Бэкон предлагал накапливать больше опыта во всех областях знания. Но опыт может привести к истине только тогда, когда сознание не зависимо от ложных признаков. «Признаки рода и признаки пещеры» - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой. «Признаки рынка и театра» - приобретенные заблуждения. Исходя из этих основных препятствий в познании, Бэкон рекомендует не ссылаться ни на какие авторитеты. Наука ищет истинную связь, определяя естественную причинность. При этом Бэкон не осознавал важность метода дедукции. Но эти методы научного познания - индукция и дедукция – к истине приведут только при совместном применении.
Ф. Бэкон, беря за основу свойства человеческого ума, попытался классифицировать имеющиеся науки: исторические науки требуют памяти, поэзию развивают люди с большим воображением, философию - с гениальным разумом. По его мнению, основным источником знаний является опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Априорные врожденные знания им полностью отрицаются. Мозг человека – tabula rasa (чистая доска), на которую природа наносит свои следы. Хотя эмпирики признавали возможную обманчивость ощущений, но считали, что для верификации (проверки истинности теоретических положений опытным путем) следует использовать эксперимент. Верифицированные знания, добытые из опыта, приведут к теориям. Представители эмпиризма свой метод познания считали универсальным для всех наук.
В отличие от эмпиризма, рационализм (от лат. rationalis - разумный) главным источником знания считал разум, мысли и понятия. Основоположник рационализма, великий французский философ и ученый математик Ренэ Декарт (1596 -1650) считал врожденными основные идеи и свойства человеческого ума. Критерий истины он усматривал в ясности и отчетливости человеческого мышления. По его мнению, при познании сложных объектов их нужно исследовать по частям. Сложное проще познать через простое, элементарное. Чтобы установить истину, ученый должен подвергать сомнению все прежние знания. Сомнения, по его мнению, это путь к достоверным знаниям. Через достоверность мысли и бытия мыслящего существа он идет к достоверности бытия вещей. «Я мыслю, следовательно, существую», - известный тезис философа. Р. Декарт заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных тел, определил понятие переменной величины, открыл рефлекс. Анализируя природу души человека, он внес неоценимый вклад в психофизиологию, дав анализ нейрофизиологическим механизмам работы мозга и раскрыв сущность рефлекторной основы психики.
2. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677) – последователь идей Декарта, автор наиболее разработанной философской системы Голландии, создал сложную систему познавательных способностей человека, основой которой являются интуитивные знания. В своем главном труде – «Этика» он стремился к последовательному обоснованию рационализма в познании. Спиноза выдвинул монистическую философию протяженной и мыслящей субстанции, подразумевая под ней Бога, отождествленного с природой.
Необходимость причин и следствий, выходящих из внутренних законов единой субстанции – единственный принцип мирового порядка. Единая субстанция имеет два познавательных атрибута – протяжение и мышление. Мышление им трактовалось как самосознание природы. Человек может познать ход мирового процесса. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт. Разум человека может постичь в мире связь причин и следствий. Но при этом познание основано не только на чувственном опыте, но и на разуме, который исходит из всей совокупности впечатлений.
Философии Спинозы свойственно диалектическое понимание мира: единство конечного и бесконечного, единого и много, необходимости и свободы. Ему принадлежит известная формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость», так же им подмечено: «Истина открывает и саму себя, и ложь».
3. Немецкий ученый – математик, юрист, философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) поистине считается предшественником немецкой классической философии. Активно развивая идеи Декарта, сам изобрел систему дифференциального и интегрального исчисления, подверг сомнению значимость опыта, т. к. опыт всегда относителен и условен, он не может дать знания всеобщего. По мнению Лейбница, мир состоит из мельчайших частиц – монад, активных, постоянно изменяющихся и способных к страданию, восприятию. Бог же возвышается над миром, является господином всего. Низшие монады имеют смутные представления (мир растений), монады животных имеют ощущения, а монады человека – ясного мышления.
Лейбниц рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих независимо друг от друга, а время – как порядок сменяющих друг друга явлений. Индивидуальную монаду Лейбниц рассматривает как концентрированный мир, как зеркало единой и бесконечной Вселенной. Изучая логику, Лейбниц разработал рациональную символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных методов рационального познания.
4. Джордж Беркли (1685 - 1753) – философ, священник Ирландии, писатель, психолог. Он отмечал, что в основе понятия материи лежит допущение, будто мы можем образовывать идею общего для всех вещей. В таком случае от материи ничего не остается: она как бы растворяется в некоторой неопределенности. Отсюда постулат Беркли: «Быть – значит быть в восприятии». А если что – то в данный момент никем не воспринимается? Что же, этот объект перестает существовать? Беркли на такой вопрос отвечал: «Бог как вечный субъект всегда все воспринимает». Человек воспринимает лишь свойства вещей, а не суть самой вещи. А свойства вещей относительны к субъекту. Чувственные впечатления – это феномены психики, они относительны, зависимы от настроения субъекта. Учение Беркли ведет к субъективному идеализму.
Дэвид Юм (1711 - 1776) – английский философ, сторонник субъективного идеализма, утверждал, что никто не знает, существует ли мир, ведь человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений. Опыт Юм трактовал как поток «впечатлений», причины этого потока человеку неизвестны. Так как опыт логическому обоснованию не подлежит, значит опытное знание не является достоверным. Юм приходит к выводу, что человек не может познать объективный характер причинности. Отрицая объективную причинность, он в то же время допускал наличие субъективной причинности. Он утверждал, что основой нашей уверенности является вера, а не теоретические знания. Юм считал, что человек представляет собой концентрированную идею, без идеальной сущности, т. е. без воспитания, опыта, системы ценностей человек не смог бы полноценно воспринимать мир. Таким образом, представители субъективного идеализма были убеждены, что единственной реальностью является идея, которая существует только в сознании человека.
Тема 6.