Особенности работы менеджера

Как следует из основных представлений современного менеджмента, работа руководителя сводится к выполнению достаточно большого набора функций, основными из которых являются:

· Стратегиче ская, заключающаяся в анализе ситуации и постановке целей организации, координации процесса разработки стратегий и составления планов;

· эскпертно-инновационная, тесно связанная с предыдущей функцией и заключающаяся в создании условий в организации для разработки новых видов продукции, поиска новых рынков, перестройки организации и её систем управления в соответствии с воздействиями окружающей среды, стимулирования творчества подчинённых и т.п.;

· администра тивная, которая, в свою очередь, делится на несколько подфункций:

- контрольная, заключающаяся в оценке промежуточных и итоговых результатов деятельности организации и проведении необходимых корректировок этой деятельности;

- организационная, заключающаяся в создании условий, необходимых для деятельности подчинённых (распределение задач, полномочий, ресурсов, инструктирование и обучение персонала, выстраивание рабочих схем и т.п.);

- направляющая, заключающаяся в непосредственной координации деятельности подчинённых;

- кадровая, заключающаяся в подборе, обучении и расстановке персонала;

- стимулирующая, предполагающая действия, направленные на убеждение и воодушевление подчинённых, поощрение их за успешное выполнение работ и наказание за провинности;

· коммуника ционная, связанная с приёмом, переработкой и распределением информации в организации (проведение и участие в совещаниях и встречах, приём посетителей, плановые и неплановые обсуждения текущих вопросов с подчинёнными, ответы на телефонные звонки, письма и телеграммы, ведение переговоров и т.п.);

· социаль ная, заключающаяся в создании в организации благоприятного морально-психологического климата, атмосферы производственного комфорта, поддержке существующих и создание новых традиций и стандартов поведения, психологической помощи подчинённым в трудную минуту и т.п.

В различных ситуациях отдельные функции менеджера имеют неодинаковое значение. Так в период создания или перестройки организации более всего нужны менеджеры-предприниматели, создающие концепции развития, принимающие ответственные решения и берущие на себя риск за неблагоприятные последствия. Также в этот период нужны менедже ры-лидеры, способные увлечь людей новыми перспективами, раскрыть способности подчинённых и направить их на решение поставленных задач.

В период стабильного развития организации более всего нужны менеджеры-плановики, способные хорошо оценивать текущие ситуации и создавать планы и программы с хорошо «дозированным» риском. Также в этот период нужны менеджеры-админист раторы, осуществляющие организацию, координацию и контроль выполнения подчинёнными плановых заданий.

В зависимости от места, занимаемого в управленческой иерархии и вида принимаемых решений, все менеджеры в организации делятся на три типа:

· Высшие руководители____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Руководители среднего звена___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Руководители низового звена ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Очевидно, что у всех менеджеров кроме официальных обязанностей, закреплённых в различных нормативных и правоустанавливающих документах, есть ещё и многочисленные неофициальные обязанности. В основном они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам организации, проявлении интереса к их здоровью, личным проблемам и достижениям, достижению взаимопонимания в коллективе, оказании какой-либо помощи и т.п.