Общение и деятельность

Является ли общение деятельностью особого рода или же общение – это всего лишь один из атрибутов трудовой, учебной, игровой и какой-либо иной деятельности?

Исторически общение между людьми возникало и складывалось в совместной трудовой деятельности. Даже корень слова «общение» тот же, что и слова «сообща». Объединение усилий позволяло нашим далеким предкам приобретать дополнительную физическую мощь и выживать в нелегкой борьбе с природой. Люди не просто собирались вместе. Для организации совместной деятельности им необходимо было понимать ее смысл, свое место и свою роль в ней, умело сотрудничать с другими ее участниками. А это возможно благодаря общению с партнерами с помощью слов, жестов, мимики и других вербальных и невербальных средств.

Межличностное общение оказывается вплетенным в ту или иную деятельность, выступает существенным и неотъемлемым атрибутом, важным условием ее успешности. Вне общения людей друг с другом немыслимы не только трудовые процессы, но также учение, игра и мн. др. виды деятельности. А.А. Леонтьев: «развитие труда невозможно без эволюции сознания и общения, развитие сознания связано с развитием, усложнением, дифференциацией трудовой деятельности и появлением специфического, основного средства общения – языка, наконец, развитие общения понятно только в свете развития трудовой деятельности и эволюции сознания».

Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывает определенное влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между ее участниками. Ибо любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их конкретными правами и обязанностями.

Учебная деятельность, как правило, предусматривает роли учителей и учащихся, права педагогов на управление познавательной и практической деятельностью обучаемых, а также обязанности по соблюдению норм педагогической этики во взаимодействии со школьниками, их родителями, со своими коллегами. Поэтому общение конкретного учителя со своими учащимися на уроках будет существенно отличаться от общения этого учителя в кругу сверстников в игровой деятельности на досуге.

На уроке будет преобладать деловое общение, нацеленное на то, чтобы помочь учащимся усвоить новые понятия, овладеть более сложными умениями и навыками, когда, например, приходится работать с вычислительной техникой, решать учебные задачи, собирать электрические схемы и т.п. Учитель выступает в роли компетентного специалиста и организатора деятельности учащихся, отвечающего по закону перед своими учениками, их родителями и обществом за качество своей работы.

В игровой деятельности со своими сверстниками этот учитель будет всего лишь одним из участников, использующих игру как средство своеобразной разрядки и отдыха от своей основной работы, как возможность психологической подзарядки положительными эмоциями. Здесь общение способствует взаимопониманию партнеров в ходе игры, обмену мнениями о ее качестве и предполагает внесение необходимых поправок в свои действия. В случае неудачной игры учитель может выйти из нее в любой момент и уже не несет за это никакой административной ответственности.

Наряду с этим общение может протекать как самостоятельный процесс, не обслуживающий никакую деятельность. Например, это имеет место при знакомстве людей друг с другом, при обсуждении случайно встретившимися прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они неожиданно оказались. Такой вариант общения А.А. Леонтьев определяет как «чистое» общение, не включенное в какую-либо совместную деятельность. Через это общение происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми, в результате чего создаются условия, когда внутренний мир одного человека раскрывается для другого.

Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Справедливо и обратное: деятельность может служить предпосылкой, условием или фактором общения.

Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности.

Рассмотрение общения как деятельности имеет ряд преимуществ, поскольку позволяет использовать соответствующий понятийный аппарат, получивший признание как в психологии, так и в педагогике.

Заслуживает внимания концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым и развитая в трудах Б.Ф. Ломова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и др. психологов. Согласно этой концепции, деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Осуществить анализ деятельности – значит указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее мотивы, описать разновидности действий и операций, составляющих эту деятельность.

Процесс активности человека побуждается тем или иным мотивом, за которым стоит та или иная актуальная потребность. При этом мотив деятельности может, как осознаваться, так и быть неосознанным.

Поскольку активность в общении направлена на партнера по общению, то можно утверждать, что предметом коммуникативной деятельности является другой человек – партнер по общению. Более того, предметом активности в общении может быть не просто абстрактный партнер, а та или иная особенность конкретной личности, выступающей в качестве партнера по общению. Напр., при общении с известным артистом или спортсменом предметом общения будет именно популярность этого человека, его успех у зрителей или его спортивные достижения. Не случайно при обсуждении особенностей своих эстрадных или спортивных кумиров школьники с восторгом говорят о том, как он (кумир) был одет, как ловко обыграл своих соперников и др.

Это особенно важно учитывать при анализе общения педагога со своими воспитанниками, поскольку их взаимодействие всегда носит конкретный характер. Очевидно, школьника притягивает к себе либо отталкивает от себя не просто человек с дипломом учителя.

В общении с одним учителем предметом коммуникативной активности школьника может быть его высокая компетентность в конкретной области знаний. Ученика привлекают начитанность и эрудированность педагога, его умение решить любую математическую задачу или проанализировать ту или иную историческую ситуацию. Поэтому можно предположить, что в качестве внутреннего побуждения к общению ученика с этим учителем будут выступать, прежде всего, познавательные мотивы: ученик вступает в общение, чтобы узнать что-то новое и интересное, чтобы проверить уровень своей компетентности в определенной области знаний, чтобы научиться решать более сложные задачи.

В общении с другим учителем в качестве предмета коммуникативной активности ученика могут выступать высокая нравственность, отзывчивость педагога, его способность понять внутренний мир школьника и оказать ему необходимую помощь и поддержку в решении его личностных вопросов. Вероятнее всего, ученик в коммуникативной деятельности с этим учителем будет побуждаться главным образом нравственными мотивами. Школьник вступает в общение не столько для того, чтобы узнать что-то интересное, освоить какие-либо новые способы интеллектуальной и практической деятельности. Ученика будет притягивать педагогический такт учителя, уважительное отношение к его (ученика) личности, заинтересованность в его судьбе.

Для педагогического анализа важны, прежде всего, нравственный смысл общения педагога и воспитанников, педагогическая целесообразность используемых учителем методов и приемов, а также те нравственные новообразования, которые формируются в процессе их общения.

Очевидно, что одно и то же событие – работа ученика после уроков в кабинете учителя – будет иметь совершенно различные нравственные смыслы. Поэтому важно, чтобы педагог не только обращал внимание на внешне видимые проявления активности своих подопечных, но и понимал причины этой активности, видел те мотивы, которые побуждают школьника совершить тот или иной поступок, проявлял заботу о нравственных смыслах этих поступков.