Структура собственности в национальной экономике 10 страница

 

Другой недостаток нерегулируемого рынка заключается в усилении тенденции к неравномерному распределению ресурсов – национального богатства среди населения. Система свободного рынка способствует концентрации капитала у небольшого количества более способного к хозяйственной деятельности населения. Признаваемое и гарантируемое право собственности усиливает имущественную дифференциацию, так как капитал передается по наследству.

 

Система нерегулируемого рынка не всегда способна адекватно реагировать на сигналы потребителей и производить все необходимые им блага. Производитель принимает решение об эффективности производства определенного блага только на основании соотнесения собственных издержек и прибыли, но не производит оценку издержек для всего общества (например, негативного влияния промышленного производства на экологию и необходимых для его устранения издержек).

 

Еще одна дисфункция рынка проявляется в его неспособности производить общественные блага. Основанная на личной выгоде хозяйственная деятельность не считает приоритетным направлением производство общественных благ, которые необходимы всему обществу, но их финансирование не может быть произведено индивидуальным потребителем, а только группой или всем населением. Несовершенство ценообразования и невозможность обеспечить оптимальный для общества уровень занятости также относится к существенным недостаткам рынка.

 

Вместе с отрицательными чертами нерегулируемого рынка существенно и его преимущество в обеспечении эффективного распределения ресурсов.

 

Регулируемые рынки – это такое состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.

 

Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это органы. Методом для регулирования является государственное регулирование рынка – система методов нормативно-правового, административного и экономического регулирования рынка, осуществляемая уполномоченными государством органами.

 

Неспособность в некоторых ситуациях рынка к саморегуляции вызывает объективную необходимость государственного регулирования (например, в области производства общественных благ, регулирования занятости, финансово-кредитной сферы). Объяснение в потребности внешнего регулирования рынка связано в основном с тем, что многие кризисы рынка могут быть урегулированы только при вмешательстве государства.

 

Объемы, масштабы и эффективность регулирования непосредственным образом связаны с тем, на каком уровне развития находится рынок. На настоящий момент государственное регулирование входит в процесс воспроизводства национальной экономики.

 

В зависимости от конкретной ситуации на рынке трансформируются и задачи государственного регулирования. Обычно к ним относятся создание условий устойчивого экономического роста, снижение объемов безработицы, инициирование структурной трансформации рынка, создание системы защиты национального производителя и стимулирование экспорта товаров.

 

Объектами государственного регулирования рынка являются конкретные проблемы, которые возникли или могут сформироваться в процессе функционирования рынка, несущие существенный ущерб уровню жизни населения и экономическому росту.

 

Основными точками государственного регулирования рынка являются:

 

1) экономические циклы;

 

2) структура рынка;

 

3) обращение и накопление капитала;

 

4) регулирование уровня занятости;

 

5) денежно-кредитная сфера рынка;

 

6) ценообразование;

 

7) конкуренция;

 

8) распределение и перераспределение доходов населения и национального богатства;

 

9) экология;

 

10) внешнеэкономические отношения.

 

В хозяйственной практике ни одной страны невозможно встретить исключительно регулируемый или нерегулируемый рынок. Как показывает опыт, только разумное совмещение элементов свободного рынка и государственного регулирования позволяет стимулировать устойчивый экономический рост и стабильность национальной экономики.

3. Монополия и конкуренция в российской экономике

 

Государство как один из ведущих субъектов рынка стремится законодательно урегулировать конкуренцию. Одновременно с этим разработка и последовательная реализация актуальных мероприятий против монополизации национального рынка является необходимым условием выхода из экономического кризиса.

 

Этой проблеме отведено одно из главных направлений деятельности государства – антимонопольное регулирование. Это совокупность нормативно закрепленных правил поведения всех хозяйствующих субъектов и механизмов предотвращения монополизации рынка, направленных на дискриминацию потребителей и препятствующих добросовестной конкуренции и развитию национальной экономики.

 

Основной структурной единицей национальной экономики является рынок. Это структура, позволяющая осуществить эффективное взаимодействие между производителем и потребителем.

 

Определяющее влияние на его функционирование оказывает общее количество потребителей и производителей, принимающих участие в осуществлении процесса обмена денег на блага. Его характеризует конкуренция – специфический вид взаимоотношений на рынке, цель которого состоит в потребности превзойти другого участника рынка. Она выступает катализатором повышения эффективности функционирования рынка, так как стимулирует, например, повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, посредством улучшения качества, количества предоставляемого блага и уменьшения его цены.

 

В условиях рынка конкуренция выполняет следующие функции:

 

1) регулирование;

 

2) мотивацию;

 

3) распределение;

 

4) контроль.

 

Конкуренция является действенным механизмом повышения качества, количества товаров и услуг при соизмеримом уменьшении его стоимости.

 

Государственная политика в области конкуренции обычно направлена на:

 

1) интенсификацию научно-технического прогресса, т. е. повышение эффективности и снижение времени разработки и внедрения в производство новых научных и технологических разработок, позволяющих увеличить ассортимент, качество и снизить цену предоставляемых на рынке благ;

 

2) поддержание конкуренции в нормативно-правовом поле;

 

3) создание условий для эффективной и результативной конкурентной борьбы.

 

Монополия – это модель функционирования рынка, на котором действует один производитель и множество покупателей блага. В этом режиме конкуренция отсутствует либо сведена к минимуму.

 

Характерными чертами монополии являются:

 

1) единственный производитель определенного вида блага;

 

2) уникальность представленного монополистом блага оно не может быть заменено другим благом;

 

3) один производитель, контролирующий цену, количество определенного блага;

 

4) трудность или невозможность выхода на рынок новых производителей определенного блага.

 

Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффективного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком.

 

Недобросовестная конкуренция в национальной экономике России проявляется в виде:

 

1) подкупа;

 

2) шантажа;

 

3) предоставления заведомо ложной информации потребителю;

 

4) сокрытия информации о хозяйственной деятельности от проверяющих структур государства;

 

5) заведомого сокрытия дефектов для потребителя;

 

6) промышленного шпионажа;

 

7) подделки продукции конкурентов.

 

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом.

 

Необходимость создания конкурентной среды – свободы хозяйственной деятельности, перемещения товаров, услуг и финансовых ресурсов – закрепляется Конституцией РФ (п. 1. ст. 8).

 

Проблематичность практической реализации антимонопольной политики связана с тем, что она использует преимущественно экономические механизмы, которые не достаточно развиты в России. Соответственно эффективность антимонопольной политики определяется прежде всего развитостью национального рынка и объективностью государственной экономической политики.

 

Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятом в 1991 г. Относительно сложившаяся система антимонопольного регулирования была реформирована после кризиса 1998 г., когда стали очевидными ее недостатки. В рамках нее в 1999 г. был существенным образом переработан ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был трансформирован в Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. С этого времени начинается активное регулирование конкуренции в различных сферах национальной экономики (например, ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).

 

По причине низкой эффективности и непоследовательности государственного регулирования деятельности естественных монополий Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было вынуждено в судебном порядке решать многие случаи нарушения конкуренции, например АО «Иркутскэнерго», РАО «ЕЭС России».

 

Начиная с 2004 г. произошло коренное изменение государственной антимонопольной политики, когда одновременно с общим реформированием государственного аппарата Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу. Основным направлением деятельности новой структуры было определено создание условий для развития конкуренции и выработка единой государственной политики поддержки конкуренции. Несмотря на это, в целом государственная антимонопольной политика сохранила свой неактивный характер – идет просто фиксация случаев нарушения конкуренции.

 

Эффективная и актуальная нормативно закрепленная государственная антимонопольная политика является необходимым условием активного развития национальной экономики и ее структурных преобразований. Наблюдается переход проблемы конкуренции из чисто экономической категории в политическую область, что свидетельствует о необходимости ее подержания на должном уровне в масштабах всего общества. Деятельность же монополистов, безусловно, необходимая в некоторых отраслях, должна все более законодательно регламентироваться прежде всего в интересах потребителя.

Основная литература по курсу «Национальная экономика»

 

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Структура национальной экономики

1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды

2. Теории структурных реформ национальной экономики

3. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

4. Отраслевая и межотраслевая структура национальной экономики

5. Структура собственности в национальной экономике

6. Структурные изменения в экономике современной России

ЛЕКЦИЯ № 2. Система потенциалов национальной экономики

1. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность

2. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики

3. Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие

4. Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

5. Место России в системе использования потенциалов планеты

ЛЕКЦИЯ № 3. Хозяйственные системы национальной экономики

1. Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения

2. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь

3. Факторы формирования российской модели рыночной экономики

4. Механизмы национальной хозяйственной системы

5. Место и роль корпораций в национальной хозяйственной системе: интегрированные экономические структуры

ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике

1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация

2. Специфика потребления общественных благ

3. Общественный выбор в национальной экономике

4. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике

ЛЕКЦИЯ № 5. Показатели развития национальной экономики и социально-трудовые отношения

1. Понятие экономического роста и развития национальной экономики

2. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики

3. Основные показатели оценки экономического роста и развития национальной экономики: ВВП, ВНП

4. Рынок труда в национальной экономике

5. Особенности занятости и безработицы в переходной экономике

ЛЕКЦИЯ № 6. Региональные процессы в национальной экономике

1. Экономика региона

2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»

3. Межрегиональные социально-экономические процессы

4. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития

5. Целевые программы управления развитием регионов

ЛЕКЦИЯ № 7. Государственное регулирование национальной экономики. Национальная и экономическая безопасность

1. Государство в российской экономике

2. Функции государства в национальной экономике

3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики

4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России

5. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности

6. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности

ЛЕКЦИЯ № 8. Рынки в национальной экономике

1. Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации

2. Регулируемые и нерегулируемые рынки

3. Монополия и конкуренция в российской экономике

Основная литература по курсу «Национальная экономика»