Источники финансирования социальной защиты населения

 

Источниками финансирования социальной зашиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, ПФР.

Фонд социального страхования Российской Федерации — специа­лизированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ Основная задача Фонда социального страхования — обеспече­ние гарантированных государством пособий по временной нетрудо­способности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет со­бой систему фондов обязательного медицинского страхования, со­стоящую из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды соз­даны для выполнения Закона РФ «О медицинском страховании гра­ждан в Российской Федерации» и реализации государственной по­литики в области обязательного медицинского страхования как со­ставной части государственного социального страхования.

С 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос), за­менивший страховые взносы в государственные внебюджетные фонды: ПФР, Фонд социального страхования РФ в части обязатель­ного общего социального страхования, Фонды обязательного меди­цинского страхования РФ — федеральный и территориальные.

Страховые взносы в Фонд занятости отменены.

Контроль за правильностью исчисления полнотой и своевременностью уплаты единого социального налога осуществляют налого­вые органы.

Страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в том же поряд­ке, что и до 1 января 2001 г.

Взносы на обязательное медицинское страхование неработаю­щего населения в фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти за счет средств со­ответствующих бюджетов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. функции назначения, выплаты пенсий переданы ПФР, а с 1 января 2002 г. определен статус ПФР как государственного учреждения с жесткой вертикалью централизованного управления пенсионным обеспечением страны.

Ежегодно утверждается бюджет ПФР. Одной из статей преду­смотрено финансирование расходов на оказание адресной социаль­ной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам, включая медицинскую и лекарственную, на проведение мероприятий по ликви­дации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий в части оказания адресной материальной помощи неработающим пен­сионерам, строительства и восстановления учреждений социального обслуживания населения.

Фонды социальной поддержки населения — один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социаль­ному обслуживанию населения. Это самостоятельные государствен­ные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граж­дан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система фондов социальной поддержки населения состоит из республиканского (федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития РФ определяет ос­новные направления расходования средств этого фонда. На терри­тории субъектов РФ фонды поддержки населения действуют под ру­ководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из этих фондов предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых сово­купный среднедушевой доход не превышает установленного на ре­гиональном уровне минимума.

Средства фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприя­тий по следующим направлениям:

· предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно или по льготным ценам;

· оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

· организация бесплатного питания;

· предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

· на оплату коммунальных и бытовых услуг;

· обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

· создание собственных предприятий;

· содействие в предоставлении кредитов и др.

Рассмотрим более подробно структуру органов социальной за­щиты населения.