Вариация количественных признаков
Задача оценки вариации между проранжированными переменными в маркетинге возникает тогда, когда проводится опрос экспертов с использованием порядковых шкал.
Для определения тесноты связи между проранжированными признаками, используют коэффициент корреляции Спирмена, рассчитывающийся по следующим формулам:
а) при отсутствии связных рангов:
где di – разность рангов по двум переменным
n – число ранжированных позиций
б) при наличии связных рангов:
где поправки Та, Тb рассчитываются по следующим образом:
а – объем каждой группы одинаковых рангов в ранжированном ряду А
b – объем каждой группы одинаковых рангов в ранжированном ряду В
Коэффициент Спирмена может принимать значения от -1 до +1.
В статистике применяется проверка коэффициента корреляции рангов на значимость. Используется t – распределение Стьюдента:
t расчетное сравнивается с t табличным для вероятности 0,05 и числа степеней свободы n-2, где n – число исследуемых значений. Если t расчетное больше t табличного, то коэффициент корреляции рангов Спирмена считается значимым, то есть взаимосвязь между признаками существует.
Пример: необходимо установить, существует ли взаимосвязь между рангами компании, присвоенными по качеству производимой ею продукции, и ее положением на рынке.
Компании | Ранг качества продукции (х) | Ранг рыночной доли (у) | Разность рангов (di) | Квадрат разности рангов((di)2) |
-1 | ||||
-1 | ||||
-1 | ||||
-1 | ||||
-4 | ||||
-1 | ||||
Итого |
tтабличн = 2,228 для степеней свободы = 10. 2,228<5,02, следовательно R является значимым и взаимосвязь между качеством продукции и положением компании на рынке существует.