Введение.

Важность правильной инвестиционной политики на предприятиях определяется

рядом факторов. Прежде всего, поскольку эффект принятия инвестиционных

решений может сказываться в течение нескольких лет, это приводит к

определенным ограничениям. С одной стороны, предприятие обладает

ограниченными инвестиционными ресурсами. Это толкает предприятие на

инвестиции в недорогие малопроизводительные технологии.

Другой аспект инвестирования - это своевременность, т. е. основные средства

должны быть в полной готовности именно тогда, когда они нужны.

Рассмотрим пример. Знаменитая американская компьютерная корпорация «IBM» в

своих инвестиционных программах недооценила рынок персональных компьютеров и

посчитала, что одного завода для производства компьютеров IBM-PC более чем

достаточно. За последующие пять лет, корпорация потеряла более чем 80 %

рынка.

После резкого подъема спроса «IBM» решила увеличить свои производственные

мощности. Потребовалось 25 месяцев, чтобы дополнительные мощности были

готовы, но, как это часто бывает, к этому времени возникли проблемы с

реализацией дополнительно произведенной продукции, поскольку другие фирмы уже

завладели большей частью рынка. Если бы «IBM» подготовила должным образом

прогноз спроса и спланировала свои мощности на полгода или год ранее, она не

потеряла бы своих покупателей, а возможно, и увеличила свою долю на рынке.

Другие ошибки, допущенные «IBM» при инвестировании в программное обеспечение

для персональных компьютеров, привели к тому, что они потеряли 100 % рынка.

Этот сегмент рынка полностью захватила тогда никому не известная фирма

«Microsoft».

Итак, эффективные инвестиции подразумевают как своевременность, так и

качество вводимого оборудования (технологии). Фирма, которая прогнозирует

свои нужды в основных средствах заранее, может приобретать и устанавливать

оборудование раньше, чем производство достигнет предельной мощности. Тем не

менее, большинство фирм устанавливает новые мощности только в том случае,

если действующие основные средства используются на пределе возможностей, или

нужна их замена в силу изношенности, или планируется внедрение новых

технологических линий. Если спрос на продукцию увеличивается, все фирмы,

действующие в данном сегменте рынка, примерно в одно и то же время

вознамерятся нарастить свои производственные мощности. В результате возникают

задержки с выполнением заказов на поставку оборудования, могут снизиться

качественные характеристики этого оборудования и увеличатся затраты по его

приобретению.

Фирма, которая заранее прогнозирует свои производственные потребности, может

избежать этих проблем. Заметим, однако, что если фирма прогнозирует

увеличение спроса и расширяется в соответствии с ожидаемым спросом, но

прогноз оказывается ошибочным, она будет обременена избытком мощностей и

слишком высокими затратами. Это может привести к убыткам или даже

банкротству.

Итак, очевидный вывод - прогноз объема реализации крайне необходим.

Ошибочный прогноз в отношении необходимого и достаточного объема инвестиций

может привести к трем проблемам.

Первая - инвестиции предприятия могут быть недостаточно современными, что не

обеспечит ей производство в условиях конкуренции.

Вторая - если они недостаточны, фирма может потерять часть своего рынка,

уступив его конкурентам.

Третья - инвестиции избыточны, что приведет к необоснованному росту затрат,

цен, снижение объемов производства и др.

Инвестирование важно потому, что наращивание производственных мощностей

обычно сопровождается значительными расходами, и прежде чем потратить

огромное количество денег, необходимо иметь хорошо составленный

инвестиционный план, поскольку свободные финансовые ресурсы в больших объемах

не всегда имеются в наличии. Фирме, намеревающейся произвести серьезные

капиталовложения, может понадобиться упорядочение вопросов финансирования на

несколько лет вперед, чтобы быть уверенной, что средства, требуемые для

развития, будут доступны в нужное время.

Таким образом, инвестиции это процесс вложения капитала в денежной,

материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской

деятельности или финансовые инструменты. С целью получения текущего дохода

(прибыли) и обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главной

формой, реализующей стратегию развития предприятия.

Инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятия и позволяют решать

следующие задачи:

Ø расширение собственной предпринимательской деятельности за счет

накопления финансовых и материальных ресурсов;

Ø приобретение новых предприятий;

Ø диверсификация (освоение новых областей бизнеса, стратегическая

ориентация на создание многопрофильного производства).