Введение.
Важность правильной инвестиционной политики на предприятиях определяется
рядом факторов. Прежде всего, поскольку эффект принятия инвестиционных
решений может сказываться в течение нескольких лет, это приводит к
определенным ограничениям. С одной стороны, предприятие обладает
ограниченными инвестиционными ресурсами. Это толкает предприятие на
инвестиции в недорогие малопроизводительные технологии.
Другой аспект инвестирования - это своевременность, т. е. основные средства
должны быть в полной готовности именно тогда, когда они нужны.
Рассмотрим пример. Знаменитая американская компьютерная корпорация «IBM» в
своих инвестиционных программах недооценила рынок персональных компьютеров и
посчитала, что одного завода для производства компьютеров IBM-PC более чем
достаточно. За последующие пять лет, корпорация потеряла более чем 80 %
рынка.
После резкого подъема спроса «IBM» решила увеличить свои производственные
мощности. Потребовалось 25 месяцев, чтобы дополнительные мощности были
готовы, но, как это часто бывает, к этому времени возникли проблемы с
реализацией дополнительно произведенной продукции, поскольку другие фирмы уже
завладели большей частью рынка. Если бы «IBM» подготовила должным образом
прогноз спроса и спланировала свои мощности на полгода или год ранее, она не
потеряла бы своих покупателей, а возможно, и увеличила свою долю на рынке.
Другие ошибки, допущенные «IBM» при инвестировании в программное обеспечение
для персональных компьютеров, привели к тому, что они потеряли 100 % рынка.
Этот сегмент рынка полностью захватила тогда никому не известная фирма
«Microsoft».
Итак, эффективные инвестиции подразумевают как своевременность, так и
качество вводимого оборудования (технологии). Фирма, которая прогнозирует
свои нужды в основных средствах заранее, может приобретать и устанавливать
оборудование раньше, чем производство достигнет предельной мощности. Тем не
менее, большинство фирм устанавливает новые мощности только в том случае,
если действующие основные средства используются на пределе возможностей, или
нужна их замена в силу изношенности, или планируется внедрение новых
технологических линий. Если спрос на продукцию увеличивается, все фирмы,
действующие в данном сегменте рынка, примерно в одно и то же время
вознамерятся нарастить свои производственные мощности. В результате возникают
задержки с выполнением заказов на поставку оборудования, могут снизиться
качественные характеристики этого оборудования и увеличатся затраты по его
приобретению.
Фирма, которая заранее прогнозирует свои производственные потребности, может
избежать этих проблем. Заметим, однако, что если фирма прогнозирует
увеличение спроса и расширяется в соответствии с ожидаемым спросом, но
прогноз оказывается ошибочным, она будет обременена избытком мощностей и
слишком высокими затратами. Это может привести к убыткам или даже
банкротству.
Итак, очевидный вывод - прогноз объема реализации крайне необходим.
Ошибочный прогноз в отношении необходимого и достаточного объема инвестиций
может привести к трем проблемам.
Первая - инвестиции предприятия могут быть недостаточно современными, что не
обеспечит ей производство в условиях конкуренции.
Вторая - если они недостаточны, фирма может потерять часть своего рынка,
уступив его конкурентам.
Третья - инвестиции избыточны, что приведет к необоснованному росту затрат,
цен, снижение объемов производства и др.
Инвестирование важно потому, что наращивание производственных мощностей
обычно сопровождается значительными расходами, и прежде чем потратить
огромное количество денег, необходимо иметь хорошо составленный
инвестиционный план, поскольку свободные финансовые ресурсы в больших объемах
не всегда имеются в наличии. Фирме, намеревающейся произвести серьезные
капиталовложения, может понадобиться упорядочение вопросов финансирования на
несколько лет вперед, чтобы быть уверенной, что средства, требуемые для
развития, будут доступны в нужное время.
Таким образом, инвестиции это процесс вложения капитала в денежной,
материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской
деятельности или финансовые инструменты. С целью получения текущего дохода
(прибыли) и обеспечения возрастания капитала. Инвестиции являются главной
формой, реализующей стратегию развития предприятия.
Инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятия и позволяют решать
следующие задачи:
Ø расширение собственной предпринимательской деятельности за счет
накопления финансовых и материальных ресурсов;
Ø приобретение новых предприятий;
Ø диверсификация (освоение новых областей бизнеса, стратегическая
ориентация на создание многопрофильного производства).