V. Смешанная экономика.

Смешанная экономика начала формироваться с начала XX века по мере усиления государственного вмешательства в экономику.

Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности на ресурсы, среди которой важную роль играет частная собственность от мелкой индивидуальной до крупной акционерной.

Неотъемлемой частью структуры смешанной экономики является и государ­ственная собственность. Исторически государственный сектор в странах со смешанной экономикой включает объекты транспортной системы, сооружения энергоснабжения, которые, с одной стороны, весьма капиталоемки, а, с другой стороны, услуги этих отраслей имеют характер коллективного пользования. В разных странах масштабы и роль государственного сектора в экономике различны. Такие государства как США и Япония располагают небольшим государственным сектором, сконцентрированном в ключевых отраслях и производствах. В Швеции, напротив, консолидированный государственный сектор использует примерно треть совокупных ресурсов страны. Структура собственности в странах со смешанной экономикой не является неизменной. Практически во всех странах осуществляются процессы приватизации государ­ственных предприятий, наиболее активно - в Англии, Франции. Причина этих динамичных процессов изменения структуры собствен­ности – в необходимости повышения эффективности деятельности приватизируемых предприятий и, следовательно, экономики страны в целом.

В основе функционирования экономической системы данного типа лежит два принципа:

1. Принцип свободного предпринимательства и выбора, предполагающий действие механизма рыночного саморегулирования.

2. Принцип государственного регулирования хозяйства.

Таким образом, в смешанной экономике активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее и корректирующее рыночные механизмы саморегулирования, компенсирующие их недостаточность. Другими словами, суть смешанной экономики можно выразить словами: конкуренция везде, где можно, регулирование там, где необходимо.

Наконец, на современном этапе можно говорить о социально-ориентированной смешанной экономике.

Социальная ориентация рынка, как механизма хозяйствования выражается в следующем:

­ Рынок ориентирует производство на растущие и меняющиеся потребности людей. Задача удовлетворения потребительских нужд является причиной внедрения новой техники и технологии, роста производительности труда.

­ Усилению социальной ориентации рыночного хозяйства способствует увеличение затрат на развитие человеческого потенциала, которое происходит на уровне как отдельных фирм, так и всего общества. Это связано с развитием отраслей социальной инфраструктуры.

­ Социальная ориентированность рыночного хозяйства проявляется и в характере отношений собственности. В условиях многообразия форм собственности в развитых странах около 20% населения владеют акциями. Вместе с тем, не будучи прямыми собственниками, люди, получают пенсии и страховые премии, приобщаясь таким путем к доходам от инвестиций пенсионных фондов, страховых компаний. Тем самым создается возможность улучшения условий, которые способствуют удовлетворению индивидуальных потребностей населения.

Социальная ориентированность государства выражается в следующем:

­ Государство выступает социальным гарантом стабильности, защищенности и равенства людей в рыночной экономике.

­ С помощью государства удовлетворяются общественные потребности в безопасности, правопорядке и т. д.

­ Государство субсидирует значительную часть расходов на образование, здравоохранение, переобучение безработных с помощью государственных бирж труда. Высокий уровень образования и здоровья населения идут на пользу всему обществу, а не отдельной личности или отдельному бизнесу.

­ Государство стремится к достижению социальной обеспеченности на основе налогообложения и государственных расходов.

Вообще объемы вмешательства государства в экономику в разных странах отличаются. Основными направлениями государственного регулирования можно назвать:

­ обеспечение правовой базы (установление законных «правил игры», регулирующих отношения между участниками бизнеса),

­ поддержка конкуренции, в ряде случаев защита внутренних рынков,

­ стимулирование новых форм бизнеса (малых предприятий, различных программ и др.), стимулирование инвестиций, поддержка развития отдельных видов производств, способных в будущем прогрессивно изменить структуру экономики, принести большие выгоды экономике в целом

­ обеспечение более равномерного распределения ресурсов общества между отдель­ными слоями населения (образование, здравоохранение, социальная защита населения в периоды безработицы, детства, старости и т.д.).

­ контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономического развития.

Каждая страна имеет свою модель смешанной экономики. Поэтому можно говорить о национальных моделях экономических систем. Специфика моделей определяется ресурсной базой страны, исторически сложившимися традициями хозяйствования, сложившей политической системой, системой правовых отношений и другими факторами.

Рассмотрим некоторые национальные модели.