Инциденты, связанные с перевозкой опасных грузов и некоторые рекомендации по действиям в аварийной обстановке в случае инцидента

Инцидент, связанный с перевозкой опасных грузов – это событие, относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней, которое происходит необязательно на борту ВС и приводит к телесному повреждению какого-либо лица, нанесению ущерба имуществу, пожару, повреждению, просыпке, утечке жидкостей или радиации и другим явлениям, свидетельствующим о нарушении упаковочного комплекта, но не являющееся происшествием, связанным с опасными грузами. Любое событие, связанное с перевозкой опасных грузов, которое создает серьезную угрозу ВС или находящимся на борту лицам, также может рассматриваться как инцидент, связанный с опасными грузами.

Происшествие, связанное с опасными грузами – событие, относящееся к перевозке опасных грузов по воздуху и связанное с ней, в результате которого какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или тяжелое телесное повреждение, или наносится серьезный ущерб имуществу.

Общие положения, которые необходимо учитывать при определении характера соответствующих действий, подлежащих принятию в случае инцидента, связанного с опасными грузами.

1) Во всех случаях следует предусматривать возможность посадки в максимально короткие сроки. Это решение следует принимать на раннем этапе, а не на позднем, когда инцидент может достичь опасной стадии.

2) Всегда следует выполнять соответствующие аварийные процедуры по тушению пожара или удаления дыма на борту ВС, предусмотренное РЛЭ данного типа ВС, кислородные маски членов экипажа и регуляторы подачи должны быть подключены и установлены в положение, обеспечивающие подачу 100% кислорода. Система кондиционирования воздуха должна функционировать на полную мощность.

3) При оказании помощи пассажирам в условиях наличия дыма и паров, заполняющих салон, более эффективным средством является использование увлажненного полотенца или ткани, закрывающих рот и нос.

4) При обнаружении просыпки или присутствии паров не следует использовать воду, поскольку она может обеспечить область просыпки или скорость парообразования. Следует также учитывать возможность присутствия электроприборов.

5) Во всех случаях перед тем, как прикасаться к вызывающим подозрение упаковкам или бутылкам, следует защитить руки.

6) При наличии дыма или паров следует включить световое табло «не курить».

7) При уборке просыпанных или разлитых веществ следует всегда соблюдать осторожность с тем, чтобы избежать возникновение реакции между материалом, используемым для уборки и опасным грузом.

8) Рассмотреть возможность отключения второстепенного электрооборудования, поскольку инцидент может быть вызван неисправностями электрооборудования или в результате инцидента могут быть повреждены электрические системы.

9) При любом инциденте, в ходе которого к ВС прибывают сотрудники аварийно-спасательных и противопожарной служб, следует немедленно предоставить им письменное уведомление КВС, касающееся опасных грузов. Член экипажа, покидающий ВС первым, должен вручить уведомление, предназначенное для КВС старшему сотруднику аварийно-спасательной и противопожарной служб.

Описание практических действий в аварийной обстановке на борту ВС представлено в инструкции о порядке действий в аварийной обстановке в случае инцидентов, связанных с опасными грузами на ВС. Издано ИКАО: Doc 9481 – AN/928. Инструкция содержит перечень грузов с порядковыми номерами по списку ООН в алфавитном порядке с указанием соответствующих кодовых обозначений, практических действий для каждого наименования.

Например: 1641 6L Окись ртути, где

1641 – номер по списку ООН, 6L – кодовое обозначение практического действия, где цифра 6 – номер практического действия, буква L - буквенное обозначение практического действия.