Лекция 24. Методика формирования понятий на уроках истории

Исторические понятия различной широты обобщения относятся к теоре­тическому компоненту содержания учебного исторического материала. Про­цесс их формирования всегда являлся важной частью школьного обучения, по­скольку в понятиях историки видели и видят «стержень» системы научных знаний. Под понятием понимаем логически оформленную общую мысль о предмете, идею чего-нибудь. Овладение историческими понятиями означает усвоение учащимися наиболее важных, характерных признаков исторических фактов, отражение в их сознании событий, явлений и процессов прошлого и на­стоящего в наиболее существенных связях и отношениях. Это - основа осмыс­ления огромного множества исторических фактов, с которыми школьники встречаются в курсах истории, их систематизации и обобщения. В свою оче­редь, это ведет к формированию ведущих мировоззренческих идей, предопре­деленных целями и содержанием школьного исторического образования.

Отбору, характеристике и формированию понятий в школьных курсах ис­тории помогают их классификации, осуществленные по нескольким основани­ям. По содержанию исторического материала понятия делят на: экономиче­ские, социально-политические, историко-культурные, идеологические. С уче­том возрастных познавательных возможностей учащихся, при отборе этой группы понятий и их определении применяются критерии: 1) достаточность для характеристики качественного своеобразия изучаемых фактов данной эпохи; 2) необходимость для элементарного понимания учащимися сути исторических событий и явлений; 3) полезность при познании новых фактов этого же поряд­ка.

По степени обобщенности выделяют следующие группы понятий: 1) ча-стноисторические (единичные), которые действуют на протяжении относитель­но короткого промежутка времени, в одной или нескольких странах (опрични­на, Земский собор, пожилое); 2) общеисторические (особенные и общие) поня­тия действуют на протяжении крупного исторического периода и характерны для стран со сходными социально-экономическими и политическими условия­ми (крепостное право, наемный труд, абсолютная монархия); 3) социологиче­ские (всеобщие) понятия действуют на всем протяжении истории человечества или значительной ее части (производительные силы, религия, культура, мента­литет).

Для целенаправленной работы с понятиями необходимо, во-первых, чет­ко представлять себе их структуру. Условно ее можно изобразить формулой: понятие = термин + определение, где под термином понимается слово или со­четание слов, обозначающее понятие, а под определением - краткое или раз­вернутое перечисление признаков в их иерархической последовательности: ро­довые, видовые и дополнительные.

Во-вторых, в обучении истории речь должна идти о формировании сис­темы понятий, которая складывается из последовательно организуемых этапов; сначала введение частноисторических понятий (фараон, демос); затем соотне­сение единичных признаков и обобщение их в понятия более высокого уровня (древневосточная деспотия); потом абстрагирование особенных признаков, восхождение к общим (государство). Это - путь индуктивного формирования понятий. Применяется и обратный - дедуктивный: общие признаки ранее вве­денного понятия конкретизируются особенными и единичными и на их основе вводятся общеисторические и частноисторические понятия.

В-третьих, работа над основными понятиями (т.е. теми, которые опреде­ляют каркас исторических знаний школьников) предполагает несколько после­довательных шагов: создание целостной картины исторического события, явле­ния, процесса - выявление существенных признаков исторического факта - определение понятия -упражнения по его использованию -создание учеб­ных ситуаций для оперирования новым понятием.

Согласно этим рекомендациям рассмотрим способы формирования исто­рических понятий и типы познавательных, тренировочных и проверочных за­даний.

1. Создание целостной картины исторического события, явления или процесса - выявление существенных признаков исторического факта - опре­деление понятия: аналитическое описание на основе (и без) типологического рисунка (частноисторические понятия); обобщающая характеристика с пере­числением существенных признаков понятия (общеисторические и социологи­ческие понятия); развернутое объяснение, включающее историческую справку о трансформации понятия в течении времени; сравнительная характеристика с заполнением сравнительно-обобщающей таблицы; проблемное изложение; чте­ние различного рода текстов, содержащих исходный материал для определения понятий; объяснение этимологии термина; разбор термина по составу.

2. Упражнения по использованию новых понятий - создание ситуаций для оперирования ими в новых учебных условиях: заполнение пропусков в терминах и объяснение обозначаемых ими понятий; выделение ключевых слов в предъявленном готовом определении нового понятия; ранжирование призна­ков по степени значимости в данном определении понятия; составление пред­ложений с корректным использованием новых понятий; подбор синонимов или антонимов; сопоставление определений одного и того же понятия в разных ис­точниках; узнавание новых понятий в предъявленных описаниях и повествова­ниях, на наглядных средствах.

3. Проверочные и контрольные задания: понятийные диктанты, задания на группировку понятий по определенным критериям; тесты, понятийные игры.

Методическими условиями эффективного формирования исторических понятий признаны: 1) усвоение теоретических обобщений на базе усвоения учащимися взаимосвязанных и взаимозависимых фактов; 2) систематизация и обобщение фактов в логике изучаемого понятия или закономерности; 3) опре­деление наиболее целесообразных ступеней формирования понятий, позволяющих углублять и расширять знания о них от урока к уроку; 4) постоянный учет роли представлений и типических образов в формировании новых поня­тий; 5) оптимально раннее введение термина и признаков понятия в изучаемый материал и на этой основе его систематизация; 6) учет специфики разных групп исторических понятий;7) раскрытие понятий не изолированно, а во взаимосвя­зи; 8) организация активной познавательной деятельности учащихся для ис­пользования ими новых понятий; 9) правильное соотношение эмоционального и логического факторов в изложении учебного исторического материала; 10) развитие мышления школьников в процессе работы над понятиями.