Вопрос 3. Услуги, оказываемые покупателям магазинами.

Услуга розничной торговли – результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи.

Услуги розничной торговли включают в себя:

– реализацию товаров;

– оказание помощи покупателям в совершении покупок и при их использовании;

– информационно-консультационные услуги;

– создание удобств покупателям.

Услуги реализации товаров включают операции торгово-технологического процесса (формирование ассортимента, приёмку товаров, их хранение и т.п.). Реализация товаров может осуществляться в магазине (гипермаркете, универмаге и т.д.) и вне магазина (через мелкорозничную стационарную и передвижную сеть, через торговые автоматы и др.).

К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при её использовании относят:

– приём и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли по телефону или вне предприятия, комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и/или доставка на дом);

– организацию доставки товаров;

– упаковывание купленных в магазине товаров;

– комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;

– оценку и приём на комиссию вещей на дому у комитентов;

– оценку ювелирных изделий на дому;

– оценку антиквариата на дому;

– приём стеклопосуды;

– реализацию товаров в кредит;

– организацию работ по послепродажному обслуживанию (организация работ по установке технически сложных товаров на дому у покупателя, по сборке мебели и др.);

– организацию приёма заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретённых в магазине.

К информационно-консультационным услугам относят:

– предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видеосредствами;

– консультации специалистов по товарам;

– проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).

К услугам по созданию удобств покупателю относят:

– организацию и создание мест отдыха;

– предоставление услуг комнаты матери и ребёнка (при наличии комплекса товаров для детей);

– гарантированное хранение купленных товаров;

– приём и хранение вещей покупателей;

– организацию питания покупателей;

– реализацию продуктов питания с потреблением на месте;

– парковку личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.

Перечень услуг, оказываемых конкретным предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, с учётом местонахождения магазина, спецификой обслуживания контингента покупателей.

Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламную информацию и т.д.).

Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов с дополнительными затратами (раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.), должны выполняться за плату по тарифам, утверждённым на местах.

Наиболее благоприятные условия для оказания услуг имеются в гипермаркетах, универмагах, универсамах и крупных специализированных магазинах. При этом преимущественное распространение получили такие виды услуг:

– раскрой тканей;

– приём заказов на пошив одежды и подгонка одежды по фигуре покупателя;

– доставка товаров на дом;

– установка купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей;

– организация коллективных выездов жителей отдалённых населённых пунктов для приобретения товаров в универсальных и специализированных кооперативных магазинах;

– организация при магазинах кафетериев и др.

Раскрой купленных в магазине тканей выполняет закройщик. Для этих целей в торговом зале, в стороне от покупательского потока, вне зоны самообслуживания отводится часть торговой площади, на которой оборудуется рабочее место закройщика. Здесь устанавливают примерочную кабину с зеркалом, стол для закройщика, шкаф для хранения принятых в раскрой тканей и раскроенных изделий, стулья для покупателей, вешалки для верхней одежды и т.д.

Раскрой тканей осуществляется по выбранному покупателем фасону, по возможности в его присутствии. По просьбе покупателя закройщик даёт ему консультацию. Здесь же покупатель может приобрести различные принадлежности для кройки и шитья (альбомы, выкройки и пр.). Закройщик может выезжать в отдаленные населённые пункты с автомагазином и там раскраивать ткани, приобретённые покупателями в автомагазине.

Крупные универмаги и специализированные магазины проводят приём заказов на пошив одежды из приобретённых материалов. Для приёма и выполнения заказов приглашают мастеров местных ателье или швейных мастерских.

Магазины оказывают и такую услугу, как подгонка по фигуре покупателя одежды, здесь же приобретённой. Для этих целей в универмагах следует выделить под соответствующую мастерскую помещение и оборудовать его швейной машинкой, гладильным столом и другой необходимой мебелью.

Одним из распространённых видов услуг является доставка товаров на дом покупателю. Доставке подлежат крупногабаритные и тяжелые товары (мебель, телевизоры холодильники, строительные материалы и т.д.). Заказы на эту услугу следует принимать в течение всего рабочего дня магазина. День и время доставки товаров должны быть согласованы с покупателем. Для доставки товаров используют транспорт автотранспортных организаций либо транспорт, принадлежащий торговому предприятию.

Установку купленных в магазине технически сложных товаров на дому у покупателей (телевизоров, холодильников, стиральных машин и т.п.) обеспечивают преимущественно универмаги и крупные специализированные магазины.

Для жителей малых и отдалённых сельских населённых пунктов удобными являются коллективные выезды для приобретения товаров в универмагах и крупных специализированных магазинах, особенно для покупок товаров сложного ассортимента. Для этих целей сельскохозяйственные предприятия выделяют транспорт. Выезд покупателей организуется по графикам.

Кафетерии организуют в крупных универмагах, универсамах и специализированных магазинах. Их размещают вне зоны самообслуживания и оснащают холодильным оборудованием, кофеваркой, оборудованием для продажи соков, кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим оборудованием. В них продают кофе, чай, бутерброды, кондитерские изделия и т.д.

Кроме перечисленных дополнительных услуг, в магазинах оказывают и другие, удобные для покупателей услуги. Например, рекомендовано предоставлять и такие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имеющихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекарственных средств и др.; приём стеклопосуды на дому у населения; консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом); установка городских телефонов-автоматов; установка игровых автоматов и другие.