Общая характеристика этапов проектирования
Ориентируясь на принятую в наше время систематику совершенствования проектного замысла, процесс проектирования расчленяется на пять следующих этапов: ориентировку, поиск, разработку, исполнение в материале (строительство), проверку. Это поэтапное разделение условно обозначает основные последовательные стадии творческой работы над проектом. Их можно в общих чертах охарактеризовать таким образом:
1 этап — ориентировка. Проводятся подготовительные мероприятия, предшествующие проектированию. Определяются требования к будущему объекту, его месту в окружающей природной или городской среде.
2 этап — поиск. Ведется напряженная работа, в процессе которой последовательно дополняются, расширяются, конкретизируются представления автора о будущем объекте. Появляются первые эскизы объекта.
3 этап — разработка проекта. Необходимо уточнить, что под проектированием понимаются все стадии работы над объектом. Разработка проекта — условное обозначение комплекса действий, в процессе которых происходит углубленная разработка проектируемого объекта. В чертежах и объемных моделях формируется окончательный образ объекта, конкретизируются детали его композиционной, функциональной, конструктивной структуры.
4 этап — исполнение объекта в материале (строительство). Используя информацию, полученную в чертежах и объемных моделях, объект исполняют в материале. В разные периоды развития архитектуры к началу этого времени готовились мероприятия, касающиеся формирования коллектива строительных, транспортных, отделочных рабочих, комплекса мер по финансированию и организации строительства и т.д.
5 этап — проверка. Происходит комплексная проверка эксплуатационных качеств архитектурного сооружения. Этот процесс начинается с всесторонней оценки функциональных и эстетических качеств завершенной постройки. Такая оценка продолжается на всем протяжении "жизни" объекта. Его качество подвергается проверке временем, результатом которой является или сохранение здания в неизменном виде, как неотъемлемой части культурной и материально-пространственной среды, или его перестройка и реконструкция или, в худшем случае, его полное уничтожение.
Разделение проектного процесса на этапы весьма условно и правомерно лишь для анализа проектного процесса в условиях реальной практики или обучения. Опытный архитектор в зависимости от конкретных условий произвольно расчленяет процесс проектирования, уделяя большее внимание одним из его составляющих и разрушая границы между другими. Для учебного проектирования чрезвычайно важно акцентированное внимание к целям и приемам каждого этапа проектного поиска, так как в этом случае осознается назначение и роль каждого этапа.