Управление пассажирскими перевозками.

Железнодорожный пассажирский транспорта в РК в отличие от многих европейских и американских железных дорог изначально является главным видом транспорта в межрегиональном сообщении. Эта роль сохранится и в обозримом будущем, так как по объективным причинам реальная альтернатива железнодорожным перевозкам не существует. В РК практически отсутствует морской или речной виды транспорта. Воздушный транспорт недоступен для массового пассажира; объемы перевозок несопоставимы с перевозками по железной дороге.

Из-за отсутствия достаточного количества хороших дорог, неразвитости автотранспортной инфраструктуры, сурового климата на большей территории страны, автомобильный транспорт в межрегиональном сообщении также не может полностью заменить железную дорогу.

Тем не менее, несмотря на то, что пассажирооборот в межрегиональном сообщении (около 56% от общереспубликанского) свидетельствует о стратегической важности, из-за ежегодных многомиллиардных убытков стоит вопрос об экономической целесообразности железнодорожного пассажирского транспорта.

Продолжается ухудшение технического состояния вокзалов и старение пассажирских вагонов, снижается качество предоставляемых пассажирам услуг.

Прежде всего это обусловлено следующими причинами:

- низкие тарифы, жестко регулируемые государством для обеспечения массовых пассажирских перевозок;

- так называемое «перекрестное субсидирование» - когда убытки от перевозок пассажиров, связанные с низкими тарифами, покрываются за счет прибыли от грузовых перевозок;

- затраты на услуги пассажирских перевозок недостаточно прозрачны, что не позволяет уточнить методику разнесения общих затрат между грузовыми и пассажирскими перевозками и определить величину государственных субсидий на социально-значимые маршруты и отказаться от субсидирования за счет грузовых тарифов

- отсутствует государственная политика ценообразования на услуги железнодорожной инфраструктуры для пассажирских перевозок (например, междугородние и международные автобусы практически не платят за доступ к автомобильным дорогам);

- стоимость плацкарты и билета проездного документа не соответствует прямым и косвенным расходам на перевозки.

Все это в совокупности вызывает необходимость реформирования системы государственного регулирования железнодорожных пассажирских перевозок.

Практически во всех странах первым шагом на пути реформирования железнодорожного транспорта стало разделение грузовых и пассажирских перевозок. В дальнейшем, общепризнанной стала практика подтверждения социальной значимости железнодорожных пассажирских перевозок. Были внедрены механизмы их поддержки в условиях сильной конкуренции со стороны автомобильного, воздушного и морского видов транспорта.

Задачи реформирования пассажирских перевозок, ориентированные на повышение общей экономической эффективности, включают:

- формирование государственного социального заказа на услуги железнодорожного пассажирского транспорта;

- определение объективной стоимости услуг железнодорожной инфраструктуры для пассажирских перевозок;

- анализ и сокращение расходов и соответственно уменьшение дотаций на их покрытие;

- переход к коммерческому предприятию, ориентированного на рыночные условия;

- усиление роли частного сектора, развитие конкуренции.

ОАО «Пассажирские перевозки» осуществляют следующие функции:

- перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа, почты;

- продажа и оформление проездных документов;

- обслуживание пассажиров на вокзалах;

- обслуживание пассажиров в поездах;

- текущее содержание и ремонт вокзалов;

- техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов;

- экипировка вагонов водой, углем, постельными и чайными принадлежностями.

ОАО «Пассажирские перевозки» являются единственным перевозчиком на всей территории страны. Предприятие имеет соответствующую функциональную и региональную филиальную структуру.

Структурными подразделениями пассажирских перевозок являются:

- 3 региональных пассажирских филиала: Алматинский, Западный и Акмолинский (на их балансе находятся вокзалы);

- 7 региональных пассажирских вагонных депо в городах Астана, Алматы, Кзыл-Орда, Костанай, Караганда, Актобе и Павлодар (пассажирские вагоны);

- филиал «Багажные перевозки»;

- филиал «Пригородные перевозки»;

- филиал «Алматинский вагоноремонтный завод»;

-филиал «Вагрест».

ОАО «Пассажирские перевозки» является крупным перевозчиком пассажиров в Казахстане по технической оснащенности и размерам имущественных активов. Для выполнения своей основной задачи по обеспечению перевозок населения ОАО «Пассажирские перевозки» имеет соответствующие основные средства.

Также АО "Пассажирские перевозки" является 100% акционером и участником следующих юридических лиц:

- АО «Пригородные перевозки» - перевозка пассажиров во внутреннем и межрайонном сообщении;

- АО «Вокзал-сервис» - содержание вокзалов, организация сервиса на вокзалах, обеспечение населения Справочно-информационными услугами;

- АО «Вагонсервис» - техническое обслуживание и осмотр пассажирских вагонов, экипировка вагонов углем и водой;

- АО «Багажные перевозки» - перевозка багажа и грузобагажа, прием и оформление перевозочных документов на перевозку багажа и грузобагажа;

- АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» - сдача в аренду и лизинг пассажирских вагонов;

- ТОО «Компания «ЖолаушыларТранс» - перевозка пассажиров во внутреннем, межобластном, внутриреспубликанском сообщении;

- АО «Алматинский вагоноремонтный завод» (47%) – производство капитального и деповского видов ремонтов пассажирских вагонов.

 

Рисунок 1 – Структура ОАО «Пассажирские перевозки»