Философия Людвига Фейербаха

Фейербах родился в год смерти Канта и прожил 68 лет. Явился виднейшим представителем философского материализма и атеизма. Он был знаком с трудами Гегеля. Его философские взгляды под лекции Гегеля сформированы были. В кружок младогегельянцев входил вместе с Энгельсом. Но потом разуверился и выступил его противником. Антропологический материализм называние его философию в центре его философии стоит проблема человека. Его происхождения, его природы. Фейербах создал серию трудов. Крупнейший труд – сущность христианства. Под конец жизни вступил в германскую социально-демократическую партию. Но марксистом не стал, называл свою философию философией будущего. Но претензия была не обоснована. Какова суть?

Во-первых, по Фейербаху человек не создан никаким Богом – он результат и венец естественного развития. Фейербах отстаивает природное происхождение и природную сущность развития. Это его центральное положение в трактовке человека.

Во-вторых, Фейербах ставит себе вопрос о том, откуда взялся Бог. И утверждает, что идея Бога является продуктом человеческого разума. Бог – творение человеческого разума. Не Бог создал человека, а человек создал Бога по своему образу и подобию, наделив его положительными человеческими чертами. Сама религия в связи с этим выполняет определенную роль. Она является регулятором взаимоотношения людей. Он тут проводит определенную идею. Религия по Фейербаху произошла от слова регулировать (отношения) и вот она призвана регулировать отношения между людьми. Фейербах ставит вопрос о роли морали в жизни человека. Вообще проблемам морали он уделяет большое внимание. Он придерживается позиции гедонизма. В основе человеческой морали лежит стремление к счастью и благополучию. Наивысшим проявлением морали по Фейербаху является любовь. Не абстрактная вообще, а любовь людей друг к другу. Особенно между мужчиной и женщиной. Он воспевает ее и придает наиб значение.

В то же время философии Фейербаху присущ ряд серьёзнейших недостатков. Фейербах не заметил, не понял, не принял самого лучшего, что было у Гегеля – диалектики. Поэтому Фейербах остается на позиции метафизического мира. Энгельс употребил образное выражение. Борясь с идеализмом Гегеля, он не заметил его диалектики. И вместе с мутной водой гегельянщины, он выпустил из ванной ребёнка – диалектику. Про ребёнка выкинутого – это иносказание есть такое. Еще один его недостаток. В человеке он видел только продукт природы, но не понимал соц. сущности человека. Что человек не только продукт природы, но и продукт общества. Эту соц. сторону он недопонимал и не учитывал.

Стремясь повысить мораль общества, он пытался создать мораль, по словам Энгельс годную для всех времен и для всех народов. Какую-то общую человеческую мораль вне времени и пространства. Именно в силу этого созданная им мораль не годна ни для одного общества, ни для одного времени - Энгельс. Создать универсальную мораль невозможно. Вместе с тем роль Фейербаха огромна в роли критики Гегеля. Нужно было пережить очищающее влияние работы Фейербаха. Маркс и Энгельс пишут, что сразу стали Фейербахианцами после прочтения.

В 21томе собрания соч. МЭ Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.