Травма водным транспортом.

Травма водным транспортом возникает в результате воднотранспортного происшествия у членов команды и пассажиров, а также у лиц, находящихся в воде или в зоне портовых сооружений непосредственно у воды. Различают надводный и подводный транспорт. По принципам движения водный транспорт представляет собой суда с винтовыми и водометными двигателями, на подводных крыльях и воздушной подушке, безмоторные крупно-, средне- и малогабаритные. Каждый из этих видов водного транспорта существенно отличается внешней конструкцией и скоростью. Все это определяет разнообразие морфологии повреждений, возникающих от действия частей водного транспорта. Травмы главным образом причиняются по типу тупого воздействия. В основе механизма их возникновения могут быть удар, сдавление, растяжение, трение.

Воднотранспортная травма изучена недостаточно. Представление о характере повреждения дают лишь отрывочные сведения об единичных практических экспертных наблюдениях.

От действия гребных винтов крупногабаритных судов образуются множественные грубые крупнооскольчатые переломы черепа, костей туловища и конечностей, а также разрывы внутренних органов. Гребные винты маломерных судов причиняют рубленые раны, нанесенные под острым углом. Раны отличаются множественностью и иногда веерообразным расположением.

Подводные крылья быстро движущихся судов способны расчленить тело. Края линии разделения относительно ровные, но лишены эпидермиса. Кости в месте максимального травматического воздействия на узком участке раздроблены на мелкие осколки, что создает впечатление костного дефекта, от которого в косопродольном направлении расходятся взаимно пересекающиеся трещины, образующие крупные осколки.

Нередко, наряду с механическими повреждениями, находят признаки утопления в воде.

При швартовке судов человек может оказаться сдавленным между бортом судна и причалом. В таких случаях устанавливают резкое уплощение сдавленных частей тела, множественные двойные и тройные двусторонние переломы ребер, двусторонние двойные вертикальные переломы костей таза, размятие и отрывы внутренних органов, разрывы кожи промежности и др.

Причиной гибели людей при происшествиях на подводных моторных и безмоторных судах и аппаратах могут быть механические повреждения, острое кислородное голодание, утопление в воде, общее переохлаждение организма, термическая, барометрическая травмы и др.

Несмотря на недостаточную изученность отдельных видов водно-транспортной травмы, полноценное судебно-медицинское заключение возможно на основании проведения всестороннего и полного исследования трупа, анализа результатов применения дополнительных методов, внимательного изучения данных инженерно-технической, водолазно-технической и других специальных экспертиз и критического сопоставления объективных данных со сведениями об обстоятельствах происшествия.