Лекция 2. Стимулирование сбыта как маркетинговая коммуникация.

1. Понятие и роль стимулирования сбыта в системе продвижения.

2. Причины роста значимости и основные задачи стимулирования сбыта.

3. Характеристики и цели стимулирования сбыта.

4. Роль стимулирования в жизненном цикле товара.

5. Различные типы и инструменты стимулирования сбыта.

 

Битва за покупателя завершается его посещением места продажи товара (POS, POP-иатериалы) и продолжается уже на качественно новом этапе на магазинной полке. Вот почему в последнее время так много внимания уделяется комплексу мероприятий по стимулированию сбыта, проводимых в местах продаж или местах скопления потенциальных потребителей. Если учесть, что решение о покупке принимается в 70% непосредственно в торговой точке, то становится понятным всплеск интереса к комплексу продаж BTL. ( В настоящее время неплохо зарекомендовали себя TTL-продажи ( англ. Through the line – сквозь линию), когда анонс о предстоящей акции даётся через СМИ с обязательной демонстрацией розыгрыша призов.

Производители более чем когда-либо вынуждены изыскивать новые и эффективные способы увеличения продаж. Для этого прибегают к определённому набору средств (продвижению товаров), среди которых важнейшими являются - стимулирование сбыта (СС) и реклама в местах продаж (РМП).

Сфера продвижения активно развивается. Так, СС получило заслуженное признание, образовав основу, коммуникационных технологий, узаконенных и регламентированных, подчинённых контролю и возглавляемых специалистами.

Его своеобразие по сравнению с другими средствами коммуникации – рекламой, PR, спонсорством объясняется многими факторами:

- спецификой этого инструмента коммуникаций;

- эволюционностью технологий, мобилизующей воображение продавцов для обеспечения стимулирования самыми различными способами;

- быстротой воздействия на продажи товара на всех фазах его жизненного цикла.

В настоящее время методики стимулирования практикуются во всех секторах рынков: финансовом, средств производства, товаров длительного пользования.

Однако именно в сфере потребительских товаров, предназначенных широкой аудитории взрослых и детей, стимулирование сбыта является наиболее показательным и затрагивающим всех нас. Именно в этой сфере оно достигает максимального развития и даёт свободу творчеству профессионалов.

«Стимулировать», как уточняет словарь, значит «активизировать деятельность». Такова задача стимулирования сбыта во все времена: оживлять, активизировать деятельность с целью продажи товара.

SP – это маркетинговое воздействие с/без помощи СМИ, применяемое в заранее определённый ограниченный период времени, чтобы стимулировать пробные покупки, повышать спрос потребителей или улучшать качество товара.

Роль СС в системе продвижения.

СС – это инструмент продвижения (маркетинговых коммуникаций), который представляет собой систему побудительных мер и приёмов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленных на поощрение, покупки или продажи товара.

Для обоснования применения приёмов стимулирования необходимо отметить область задач, для решения которых целесообразно их использовать:

- сглаживание временных колебаний сбыта;

- кратковременное привлечение внимания в фирме и её товарам по случаю какого-либо события или в качестве противодействия акции конкурентов;

- поощрение и мотивация каких-либо действий со стороны потребителей или других субъектов (торговых посредников или собственного торгового персонала).

Стимулирование сбыта по сравнению с другими инструментами маркетинговых коммуникаций имеет свои специфические особенности:

- дополняет предложения товара, создавая мотивацию к покупке именно в предлагаемый ограниченный период. Дополнительный стимул может стать той последней каплей, которая подтолкнёт потребителя к совершению покупки;

- повышает информированность потенциальных потребителей, создавая благоприятные условия для пробы товара. Предлагая заманчивые цены или пробные образцы товара, мы тем самым предоставляем покупателям самую важную для них информацию – что собственно представляет собой товар.

- сочетание дополнительной мотивации и ограничения на период её действия создаёт условие для быстрой реакции потребителей на предлагаемые стимулы. Быстродействие приёмов СС может соперничать только с приёмами личных продаж, при этом требуя гораздо меньших усилий.

- предложения СС не создают у потребителей впечатление навязчивости, хотя частота их повторения может быть сопоставима лишь с действием PR, но действие этих приёмов оказывает большее влияние непосредственно на продажи.

- СС создаёт условия для осуществления желаемого фирмой действия со стороны определённого субъекта. Если мы стремимся добиться осуществления покупки от потребителей, увеличения интенсивности усилий по сбыту от торгового персонала, более масштабных по объёму покупок или особого размещения своего товара от торговых посредников, то имеет смысл предусмотреть проведение стимулирования.

Эволюция стимулирования сбыта.

В последние годы имело место ускорение роста расходов на стимулирование по сравнению с расходами на рекламу.

Причины роста можно подразделить на семь основных групп:

- руководители служб маркетинга вынуждены отдавать предпочтение быстрым результатам сбыта по сравнению со среднесрочным улучшением имиджа;

- система распределения оказывает давление на производителей и вынуждает их прибегать к стимулированию, как средству ускорения продаж, борьбы с конкурентами и для активизации интереса к товару на местах;

- в тех секторах, где ассортимент товаров ограничен или мало привлекателен, потребитель часто более чувствителен к выгодам, предлагаемым стимулированием, чем к торговым маркам;

- информационные системы позволяют дистрибьютору отслеживать товародвижение от склада до магазина и от магазина к потребителю и, следовательно, проводить разовые акции стимулирования, региональные или локальные;

- значительный рост расходов на СМИ;

- рост числа секторов, практикующих стимулирование: сегодня эти инструментом регулярно пользуются все;

- секторы, в которых рекламное давление создаваемое производителями, приближается к насыщению ( то есть реклама становится малоэффективной), предпочитают развивать стимулирование.

Характеристика стимулирования.

Для увеличения рыночной доли и объёма продаж фирмы используют комплекс маркетинга, то есть эффективное сочетание воздействий относительно товара, цены, распределения и маркетинговых коммуникаций. Чем стимулирование сбыта отличается от рекламы и PR?Реклама имеет целью изменить отношение потенциального покупателя к данному товару и склонить его к совершению покупки. Она рассчитана на долгосрочный, в лучшем случае, среднесрочный период воздействия. Реклама должна заставить потребителя пройти несколько этапов (осведомлённость, убеждённость, принятие предложения) и не может быстро воздействовать на процесс принятия решения о покупке. Более того, после запоминания рекламы потребитель должен ещё найти рекламируемый товар.

Стимулирование имеет целью немедленное изменение поведения потребителя. Товару создаётся ореол предпочтительности, и таким образом, стимулирование превращает потенциального потребителя в покупателя.

Стимулирование по сравнению с рекламой имеет определённоепреимущество. Оно позволяет быстро воздействовать на продажи товара, так как использует творческое воображение для проведения рационального мероприятия:

- воображение. Необходимо постоянно находить новые идеи, по-разному воздействовать на потребителя, учитывая эволюцию рынка и менталитета и, несмотря на ужесточающуюся конкуренцию, соблазнять потребителей с помощью новых и легко понятных мероприятий;

- рациональное мероприятие. Не достаточно просто иметь идеи. Они должны быть реализуемыми, результативными и сочетаться с контекстом рынка, жизненным циклом товара и другими технологиями маркетинга – рекламой и PR, чтобы гарантировать успех, в краткосрочном и среднесрочном периодах.

Связи с общественностью направлены на достижение более широких целей. Создать с помощью ненавязчивых запланированных и непрерывных усилий психологический климат населения и взаимного доверия между организацией и публикой. Рассчитанные на долгосрочный период PR являются прежде всего некоммерческим средством связи с общественным мнением.

Характеристики и цели связей с общественностью, рекламы и стимулирования.

 

Информация

PR

Создать благоприятный климат для всех потребителей

Реклама

Информировать о товаре, мотивируя потребителя

Стимулирование

Повысить при любой возможности интерес потребителей к

товару/услуге

Побуждение к покупке

 

Цели стимулирования.

Стимулирование имеет многоцелевую направленность, в зависимости от того, с какими целевыми группами оно имеет дело. Эти группы бывают трёх видов . Потребитель – составляет самую важную часть, и все усилия маркетинга направлены на него. Великое разнообразие мероприятий по стимулированию разработано только с одной целью: как можно эффективнее привлечь и удовлетворить потребителя. Это привилегированная публика, поскольку все остальные лишь посредники, с помощью которых воздействуют на потребителя.

Основными целями стимулирования по отношению к потребителю являются:

- увеличение числа покупателей;

- увеличение объёма покупок одним покупателем.

Торговый персонал осуществляет важную функцию. Продавцы нуждаются в стимулировании, поощрении и вовлечении в деятельность фирмы. Целью стимулирования по отношению к торговому персоналу является превращение уставших и равнодушных к товару сотрудников в мотивированных энтузиастов своего дела.

Торговые посредники – промежуточное звено между производителем и потребителем. Дистрибьютеры – специфическая публика по отношению к которой стимулирование является регулятором. Цели различны:

- рекомендовать товар;

- увеличить объём товара, поступающего в торговую сеть;

- заинтересовать посредника в активном сбыте данной торговой марки и др.

Референтные группы – лица, влияющие на выбор и вкус потребителя, оказывая не него более или менее непосредственное влияние. Если стимулирование и решает конкретные задачи с этой группой, то второстепенные. Для воздействия на эту категорию прибегают в большей степени к PR.

Стимулирование сбыта можно рассматривать как комплекс технологий, применяемых в течение всего ЖЦТ для оказания воздействия на трёх участников рынка (потребителей, торговых посредников (ТП), торговый персонал) с целью увеличения объёма продаж в краткосрочном периоде с одновременным увеличением числа новых покупателей.

Цели продвижения можно сгруппировать как стратегические, специфические и связанные с обстоятельствами (разовые).

Стратегические:

- увеличение числа потребителей;

- увеличение количества товаров, покупаемых одним покупателем;

- возобновление интереса клиентуры;

- увеличение оборота в соответствии с планом маркетинга;

- выполнение плана продаж.

Специфические:

- ускорение продаж товаров, приносящих высокий доход;

- ускорение оборота товарной категории;

- сбыт излишков;

- регулирование сезонных колебаний продаж;

- контратака против нового конкурента;

- активизация продаж товара, находящегося в стадии упадка.

Связанные с обстоятельствами:

- извлечение выгоды из ежегодных праздников;

- использование таких событий, как годовщины, открытия новых торговых предприятий и т.д.;

- поддержка рекламной кампании.