Иерархия потребностей по Маслоу

 

Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми двигают разные потребности. Он полагает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности, от ’’низших’’ материальных до ’’высших’’ духовных. Итак, Маслоу все потребности разбил на две группы и расположил их в следующей последовательности:

 

 

потребности

в самовыражении

и самоактуализации

(саморазвитие, самореализация)

потребность в уважении и престиже

(признание,статус,самоуважение)

социальные потребности в любви,

дружбе, принадлежности к группе

(чувство духовной близости, любовь)

потребности в самосохранении

(безопасность, защищенность)

физиологические потребности

(дыхание, голод, жажда, тепло)

 

Рис.2 Иерархия потребностей А. Маслоу

 

Первую ступень иерархии составляют дыхание, жажда, голод, тепло. Человек стремится к тому, чтобы не испытывать нужду, которая угрожала бы его жизни. Если эти простейшие потребности удовлетворены, подобные желания отпадают. Сытого не привлечешь хлебом, хлеб важен для тех, у кого его нет.

После исключения непосредственной угрозы жизни человек желает безопасности. Это означает, что как потребитель он ориентируется на обеспечение безопасности. Когда он чувствует себя защищенным, то отпадает и эта потребность.

Следующие ступени потребностей –’’высшие’’. К ним относится стремление принадлежать к определенному кругу людей (родственники, друзья, знакомые), ощущать их поддержку. За этим следует желание завоевать признание, уважение, поднять свой престиж в глазах окружающих. Наконец, высшую ступеньку на этой лестнице потребностей образует стремление человека реализовать себя в этом мире, в своем деле, то есть потребность в самореализации.

Обычно следующая, более высокая потребность удовлетворяется лишь тогда, когда удовлетворены предыдущие. Это значит, что товар, обеспечивающий человеку самовыражение, будет приобретен только тогда, когда уже закуплена продукция, ориентированная на простейшие потребности. Однако необходимо учитывать конкретные обстоятельства. Нередко складывается ситуация, при которой настоятельная потребность человека входит в противоречие между непосредственным назначением вещи и ее престижностью в обществе, модой на нее. В этом случае не исключено, что верх возьмет престижность и мода, а не более важное благо.