Современный цивилизационный кризис

Между тем, в условиях крушения марксистско-ленинского мировоззрения в образовавшееся «пустое» духовное простран­ство хлынули мировоззренческие концепты самого разного толка, прежде всего религиозные. Их спектр чрезвычайно широк — от католичества и протестантизма до саентологии и дианетики. Неис­кушенный в мировоззренческом отношении человек подчас теря­ется в этом изобилии «духовной пищи», оказывается неспособ­ным не только распознать «рецепты приготовления» различных «духовных блюд», но и ясно осознать глубокие социально-куль­турные различия, существующие даже между отдельными хри­стианскими конфессиями, не говоря уже об осознании того факта, что при кажущихся несущественными богословских расхожде­ниях, различия между ними в образе устроения духовной жизни человека огромны.

Когда новые поколения вырастают в лоне той или иной церкви, вопрос мировоззренческого выбора решается как бы сам собой. Те, для кого нормой нравственной жизни становится религиозность, воспринимают каноны и культы религии, традиционной для дан­ного общества, просто под влиянием воспитания и образования. Те же, кому присуща нравственность безрелигиозная, не принимая соответствующих канонов и культов, все-таки системой образова­ния и воспитания приобщаются обычно к тем нравственным чув­ствам, понятиям и ценностям, которые присущи культуре данно­го общества и выражены в специфической для него религиозной форме. Когда в обществе бытует несколько религий, как, напри­мер, в Китае (конфуцианство, даосизм, буддизм) или в России


(православие, ислам, буддизм), взаимодействие соответствующих религий создает определенную нравственную атмосферу, которая и воспринимается безрелигиозной частью населения, включенно­го таким образом в целостный культурный контекст данной стра­ны, группы стран, цивилизации.

Своеобразие нынешних исторических условий таково, что каж­дый стоит перед довольно широким спектром различных возмож­ностей и любой выбор — это его и только его право. Каждый волен сам сделать свой духовный выбор, но каждый должен полностью осознать значение и ответственность этого выбора. А, осознавая свой выбор, человек не может не задуматься и о себе: Кто я такой?! На какой земле вырос?! К чему это меня обязывает?!

Однако выбор, перед которым стоит сегодня не отдельный чело­век, а все человечество, существенно иной, ведь кризис, пережи­ваемый нашей страной, есть лишь концентрированное выраже­ние общемирового, общецивилизационного кризиса. А этот кризис в свою очередь есть результат кризиса лидирующей в современном мире Западной цивилизации.