Лекция 5 Этика периода Средних веков Этика Библии

Основные понятия: Декалог, Нагорная проповедь, этика иудаизма, этика христианства.

 

Этика христианства изложена в Библии, состоящей из двух книг: Ветхого Зевета и Нового Завета. Ветхий Завет, взятый от иудаизма, образуют памятники ХП-Н вв. до н.э., пророческие сочинения VII-V вв. до н.э., в Новом Завете собрана раннехристианская литература 1-Й вв. н.э. и излагаются собственно взгляды Иисуса Христа, который выступает как реформатор религиозного учения иудеев.

Впечатление такое, что Ветхий Завет привлекается в качестве христианской священной книги только в соответствии с пожеланиями апостола Петра, других апостолов и, возможно, еще в большей степени в соответствии с воззрениями святого Павла, послания которого составляют большую часть Нового Завета. Он стремится к созданию целостного христианского учения, которое могло бы существовать в веках, не исключено, что в угоду власть предержащим в императорском Риме, который отказался в дальнейшем от почитания греческих богов и их римских аналогов в пользу христианского учения. Возможно, по этой причине и на Руси в дальнейшем пошли этим же путем, хотя и с православным уклоном;

Поскольку этические принципы излагаются в обеих частях Библии, причем между ними можно найти ряд несоответствий и нестыковок, то имеет смысл рассмотреть их по отдельности и сравнить. При этом следует заметить, что учение, изложенное Моисеем в Ветхом Завете, может считаться принадлежащим двум религиям: иудаизму и христианству, и, соответственно, мораль Ветхого Завета может рассматриваться как отражающая ту сторону христианской этики, что идет от иудаизма.

В религии иудаизма мораль выводится из внеприродных, надчеловеческих оснований (и об этом говорится явно и отчетливо). Моисей сформулировал две взаимосвязанные истины, раскрывающие своеобразие человеческого бытия как бытия нравственного. Во-первых, над человеком есть Бог, воле которого он должен безусловно повиноваться; во-вторых, человек не существует сам по себе, а является частицей народа. Связь с Богом и принадлежность к народу образуют основы этики (и шире — учения) Моисея.

За пределами еврейско-иудаистской культуры имя Моисея прежде всего сопрягается с десятью заповедями Декалога. Их принято разделять на две группы: первые четыре рассматриваются как религиозные предписания, следующие шесть -— как моральные. Но Декалог — внутренне цельная система, в которой нормы взаимоотношений между людьми прямо вытекают и зависят от норм взаимоотношений людей с Богом. Могущество бога Яхве, его беспощадность — гарантия его справедливости, того, что он покарает любое отступление любого человека от предписанной нормы. По ветхозаветной логике отступление от норм не остается без наказания.

В целом Декалог вошел в христианско-европейскую культуру как самостоятельный нормативный кодекс. Его установления — «не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй» — воспринимались как всеобщие требования, без первоначальных, исторически обусловленных, национальных ограничений. Они стали рассматриваться в общечеловеческой перспективе. Но при этом следует отметить некоторые важные особенности, которые не позволяют рассматривать его как универсальный нравственный кодекс. Во-первых, Декалог концентрирует внимание на внешних действиях человека, оставаясь равнодушным к его образу мыслей, внутренним нравственным установкам. Во-вторых, его принципы выступают как принудительные законы, нет понятия совести как внутреннего регулятора нравственного поведения («Этика Закона», по Н.А. Бердяеву).

Ветхозаветная мораль выглядит ограниченной с высоты новозаветной морали, но допускает переход к ней. Иисус Христос — создатель жизнеучения, которое можно определить как этику любви. Этические принципы христианина провозглашаются как данные от Бога, но в их изложении участвуют и Бог-Отец, и Бог-Сын. Как мы уже отмечали, они излагаются в обеих этих книгах Библии, поэтому для уяснения своеобразия этики христианства полезно сравнить Нагорную проповедь Христа с Декалогом, тем более, что в ней Христос фактически ведет полемику с заповедями Моисея: «Вы слышали, что сказано древними..., а Я говорю вам...».

Декалог Моисея (пересказывает слова, услышанные им от Бога-Отца):

«Да не будет у тебя других богов перед лицом моим...

Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Бог-ревнитель, наказывающий детей до третьего и четвертого рода за вину отцов их, ненавидящих меня ... и творящий милость любящим меня...

Почитай отца твоего и мать твою...

Не убивай.»

Но есть преступления, карающиеся смертью: «ворожеи не оставляй в живых; всякий скотоложник да будет предан смерти; приносящий жертву иным богам, да будет истреблен;

но есть законы о преступлениях, карающихся смертью: «кто с намерением умертвит ближнего своего — бери его на смерть; кто ударит отца своего или мать свою, кто злословит отца или мать — того предать смерти; кто украдет человека и продаст его — того предать смерти»;

но есть законы о телесных повреждениях: «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, рану за рану, ушиб за ушиб, обожжение за обожжение, душу за душу»; но был гнев Божий: «развратился народ, уклонились они от пути, который я заповедал — да воспламенится гнев мой на них и истреблю их»;

но было наказание отступников Моисеем: «собрал он сы-. нов Левииных и сказал им: пройдите по стану от ворот до ворот и обратно и убивайте каждый и брата своего, и друга своего, и ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея и пало в тот день из народа около трех тысяч человек»).

«Не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй ...

Не желай ничего, что есть у ближнего твоего (ни жены, ни дома)...

Будьте справедливы, будьте милосердны к бедным» (Исход. 2-я книга Моисея).

Нагорная проповедь (Иисус Христос учит народ, сидя на горе):

Заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, плачущие, кроткие, жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду. Вы — соль земли, вы — свет мира».

Далее Иисус Христос комментирует, углубляет и развивает заповеди Моисея. В данном случае не представляется возможным сравнить весь текст, поэтому ограничимся сравнением императивов по поводу некоторых из основных заповедей.

«Вы слышали, что сказано древними — не убивай, ...а Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего подлежит суду;

Вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб, ... а Я говорю вам: не противься злому, но если ударят тебя в правую щеку, обрати к нему и другую;

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, ... а Я говорю вам: любите врагов ваших,

благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих и гонящих вас;

Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй, ... а Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Если же правый твой глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя;

Не творите милостыни напоказ, прощайте и будете прощены, не осуждайте других, не заботьтесь о завтрашнем дне, просите и будет дано вам, не давайте святыни на поругание ...

Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

Последнее указание известно в истории этики, как «золотое правило морали». Основу учения Христа составляет заповедь непротивления злу и любви к ближнему и дальнему человеку. Это очень необычные заповеди, близкие по духу некоторым из восточных учений — конфуцианству, моизму, буддизму, радикально преобразующие иудаизм. Иисус, как явствует из этой полемики, основной упор делает на внутреннем смысле, духе закона, усматривая его в любви, братском единении людей. Только внутренняя нравственная цель оправдывает внешние поступки. Нагорная проповедь индивидуализирует нравственные требования, предполагает индивидуальную ответственность за свои поступки.

Отметим, что в дальнейшем христианские мыслители (и прежде всего святые апостолы) стремись осмыслить и снять имеющиеся противоречия между Ветхим Заветом и Новым Заветом. Попытки эти удаются им в различной степени, что и ведет, на наш взгляд, к появлению в христианстве различных течений, направлений, сект. Рассмотрим в этом отношении творчество таких авторов, как Плотин и Августин Аврелий.