II. Положение компании в отрасли и на рынке

1. Рыночное положение:

- отношение объема продаж компании в целом к отрасли и ведущим конкурентам,

- относительная привлекательность продуктов компании по сравнению с другими,

- сильная сторона компании на главных рынках (цена, массовость, условия продажи).

2. Обеспечение устойчивости на рынке:

- сравнительная доступность к ресурсам,

- уникальные достижения в производительности,

- исследования и развитие, проводимые компанией.

3. Социальные конкурентные условия:

- относительная финансовая сила компании по сравнению с другими,

- отношение общества и правительства к компании,

- способность и квалификация руководителей.

Анализ состояния компании по указанным вопросам проводится регулярно. Сравнение с конкурентом по этим же вопросам оформляется в виде аналитической справки, таблиц, с выводами и предложениями, для последующего принятия управленческих решений, направленных на укреплении позиций предприятия на рынке.

Поддержание высокой конкурентоспособности означает, что все ресурсы предприятия используются настолько производительно, что оно оказывается более прибыльным, чем его главные конкуренты. Основой такого положения является, то, что продукция предприятия пользуется постоянным спросом. Однако в жизни это состояние не является неизменным, оно находится в постоянном развитии и движении, под влиянием целого ряда факторов (научно-технический прогресс, изменение желаний потребителей, изменение экономической ситуации и многое другое).

Поэтому менеджмент предприятия должен уметь отслеживать изменения в условиях хозяйствования и проводить соответствующие преобразования в товарной и ценовой политике, внедрении новых технологий и т.д. во времени.

Важным моментом в проведении преобразований по повышению конкурентоспособности предприятия является выбор времени их осуществления.

Ряд отечественных и зарубежных экономистов предлагает исходить из так называемого цикла конкурентного преимущества фирмы, (КПФ) представлено на рис.2

Время

зарождение ускорение замедле-ние   зрелость       спад

 

Рис. 2 Жизненный цикл конкурентного преимущества фирмы (традиционный)

Из рисунка следует, что на каждом этапе состояние конкурентоспособности разное. Но когда она переходит в так называемый этап «зрелости», то считается, что наступил момент для проведения преобразований, которые должны проводиться на основе маркетинговых исследований, выявления «ключевых факторов успеха» - факторов, которые могут дать фирме преимущество перед конкурентом.