Вопрос 3. Отбор заказчиков аудиторских услуг аудиторами и аудиторскими организациями.

В условиях усиливающейся конкурентной борьбы между аудиторскими фирмами важнейшим аспектом контроля качества деятельности аудиторской фирмы является система подбора новых клиентов, а также политика фирмы в отношении имеющихся клиентов. Аудиторские фирмы не обязаны сотрудничать с нежелательными клиентами и продолжать обслуживание клиентов, взаимоотношения с которыми стали по каким-либо причинам нежелательными.

Аудиторская проверка не может проводиться:

§ аудиторами, являющимися: учредителями; собственниками или акционерами;

§ руководителями и иными должностными лицами проверяемого субъекта, несущими ответственность за составление бухгалтерской отчетности либо состоящими с указанными лицами в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

§ аудиторскими фирмами в отношении экономических субъектов, являющихся:

- их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками;

- их дочерними предприятиями, филиалами и представительствами или

- владельцами доли капитала аудиторской фирмы;

§ аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по ведению бухгалтерского учета или составлению финансовой отчетности.

Если перечисленные обстоятельства будут выяснены после заключения договора на проверку или после выдачи письма-обязательства, договор подлежит расторжению, а письмо-обязательство отзывается.

При умышленном сокрытии аудитором (аудиторской фирмой) подобных обстоятельств заказчику возмещаются понесенные им расходы в связи с заключением договора, а лицензия аудитора может быть аннулирована.