Договорная практика при использовании объектов промышленной собственности

Кроме продажи лицензий существуют другие формы передачи права использования объектов, защищенных охранными документами. Основные из них — это франшиза и коммерческая концессия.

Франшиза (франчайзинг, франшизинг) — это договор, по которому правообладатель (франшизер), имеющий разработанную систему ведения определенной деятельности (производства продукции, оказания услуг), разрешает другому лицу (франшизату) использовать эту систему в обмен на вознаграждение. По договору франшизы правообладатель предоставляет франшизату весь комплекс принадлежащих ему прав на интеллектуальную собственность: на свой товарный знак, фирменное наименование, изобретения и промышленные образцы, ноу-хау, объекты авторского права. Кроме того, франшизер оказывает франшизату постоянную организационную, техническую и коммерческую помощь. Франшизер в силу условий договора франшизы контролирует деятельность франшизата и получает доходы от нее, а франшизат может уменьшить затраты на подготовку к данной деятельности, воспользоваться опытом и авторитетом франшизера, снизить степень риска выхода на рынок.

Франшиза широко распространена за рубежом. Примером успешной франшизы в Российской Федерации может служить деятельность известной российской фирмы "Дока-Хлеб", производящей мини-пекарни. Эта фирма, выступив одной из первых на российском рынке в качестве франшизера, предоставляла пользователям свое фирменное наименование, обучала и консультировала работников предприятий своей франшизинговой сети. По мере освоения франшизатом деятельности по договору франшизы стороны могут заключить лицензионный договор.

Главой 54 Гражданского кодекса РФ предусмотрен близкий к франшизе вид передачи интеллектуальной собственности — договор коммерческой концессии. По этому договору правообладатель предоставляет пользователю комплекс исключительных прав на использование в предпринимательской деятельности объектов интеллектуальной собственности. Пользователь получает право действовать под фирменным наименованием или коммерческим обозначением правообладателя, использовать его товарный знак и принадлежащие ему объекты интеллектуальной собственности. Кроме того, правообладатель обязуется инструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с реализацией предоставленных прав и оказывать содействие в их обучении. Пользователь производит оговоренные договором платежи.

Правообладателем по договору коммерческой концессии может быть фирма, пользующаяся добротной рыночной репутацией, деловым авторитетом, мощным производственным или коммерческим потенциалом. Пользователем может быть независимый субъект рынка, который несет ответственность по своим обязательствам, обладающий собственным имуществом (хотя бы небольшим собственным капиталом) и осуществляющий коммерческую деятельность по своему усмотрению и на свой риск.

По сравнению с франшизой пользователь по договору коммерческой концессии более самостоятелен.