Автотрансформаторы
. Схема автотрансформатора |
Автотрансформатором называют трансформатор, у которого обмотки высшего и низшего напряжений имеют магнитную и электрическую (гальваническую) связь. У понижающегоо автотрансформатора (рис. 3.16) вторичная обмотка с числом витков w2 является частью первичной с числом витков w1. Пренебрегая потерями в обмотках, рассеянием магнитного потока и током холостого хода, получим
.
Ток обмотки w2
,
а в двухобмоточном трансформаторе ток вторичной обмотки I2 = nI1. Если n незначительно отличается от единицы (для автотрансформаторов характерно n ≤ 3), то I12 значительно меньше I2 двухобмоточного трансформатора (при прочих равных условиях). Поэтому у автотрансформатора сечение провода, масса, габариты и потери меньше, чем у трансформатора той же мощности.
Существенным недостатком автотрансформатора является наличие гальванической связи между обмотками, что требует для обмотки НН изоляцию такую же, как и для обмотки ВН. Из условий электробезопасности не допускается использовать автотрансформаторы для питания цепей низкого напряжения от высоковольтной сети.
Автотрансформаторы применяются при пуске мощных асинхронных и синхронных двигателей, при соединении высоковольтных сетей с разным напряжением. Маломощные автотрансформаторы используют в устройствах автоматики, электросвязи, радиоаппаратуре. Широкое распространение получил лабораторный автотрансформатор (ЛАТР), позволяющий плавно регулировать выходное напряжение.