Качество туристского продукта.
Качество продукции – это совокупность свойств, обусловливающая ее способность удовлетворять определенные желания потребителей. Качество туристского обслуживания – это его соответствие запросам клиента (чтобы клиент, уходя, сказал «спасибо!» и пришел к вам еще раз).
Комплексный характер туристского обслуживания не позволяет выработать единого показателя оценки деятельности туристкой организации и предприятия. В отличие от промышленности в туризме нет ОТК, продукцию нельзя забраковать, вернуть на доработку, выбрать лучшую и т.п. Ее потребляют такого качества, в котором она произведена.
Организация и производство туристского обслуживания предполагают наличие материальной базы, являющейся основным элементом туристского обслуживания и оказывающей большое влияние на уровень его качества.
На качество обслуживания влияет ассортимент предлагаемых услуг. Сам п себе ассортимент еще не обеспечивает качества. Необходимы, прежде всего, комплексность услуг и товаров и их направленность на конкретного потребителя, а также своевременность их предоставления.
Для качества туристского сервиса имеют значение и такие, не поддающиеся прямому измерению характеристики, как эстетика, культура труда и поведения, этика и культура речи, имидж предприятия и даже его название.
Система показателей качества туристского обслуживания.
Критерий качества выражается через систему показателей, отражающих различные виды деятельности по обслуживанию туристов. С помощью этих показателей можно сравнивать работу различных предприятий туристкой индустрии и их звеньев.
Для гостиницы, например, такими показателями могут быть: быстрота размещения туристов, соответствие предоставляемых номеров классу обслуживания, четкость работы всех служб гостиницы и отсутствие нареканий со стороны туристов; чистота номеров и общественных помещений; перечень предоставляемых дополнительных услуг; разнообразие меню и качество приготовления пищи; своевременность подачи транспорта на встречу и проводы, для экскурсий и т.д.
Для экскурсионного обслуживания – познавательность, полнота и достоверность информации, эстетичность, оптимальность маршрута, культура речи и квалификация экскурсоводов, выразительность и оригинальность художественного замысла и транспортное обеспечение.
В технологии обслуживания туристов большое значение имеет квалификация гида, работающего с группой туристов, т.к. это тот человек, который отвечает за качество обслуживания своим личным участием. Кроме высокой квалификации, гид должен полностью владеть информацией по программе обслуживания и возможным заменам того или иного вида обслуживания.
В международной практике принять устанавливать показатели качества в договоре купли-продажи, заключаемом с клиентом. Договор с клиентом является документом, оговаривающим качество товара, и у нас.
Итак, обобщая все вышеизложенное, можно сформулировать основные направления а организации качества туристского обслуживания:
1. функциональное соответствие услуг требованиям определенного сегмента обслуживания;
- качественная технология предоставления услуг;
- информационное обеспечение потребителей (буклеты, проспекты и пр.);
- гарантии в предоставлении заранее оплаченных услуг;
- правовая защита потребителей;
- менеджмент, направленный на качественное обслуживание;
- маркетинг качественных услуг.
Стандарты качества туристского продукта.
Стандарты качества туристского и гостиничного обслуживания содержат обязательные и рекомендуемые требования к качеству туристских услуг.
Обязательные:
1.безопасность жизни и здоровья;
2.сохранность имущества туристов и экскурсантов;
3.охрана окружающей среды.
Рекомендуемые:
1. соответствие назначению;
2.точность и своевременность исполнения;
3.комплектность;
4.этичность обслуживающего персонала;
5.комфортность;
6.эстетичность;
7.эргономичность.
Методы контроля за соблюдением вышеизложенных требований: