Туристский продукт и технология индустрии туризма.

Туристский продукт – это комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам.Комплексная система организации производства такого продукта называется индустрией туризма.В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения. К ним относятся:

1. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению:

· гостиницы, мотели, кемпинги;

· пансионаты, частные квартиры и дома;

· туристские базы, дома отдыха, приюты;

· другие средства размещения.

2. Предприятия питания:

· рестораны, столовые;

· кафе, бары;

· фабрики-кухни.

3. Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:

· автопредприятия;

· авиационные предприятия;

· железнодорожные ведомства;

· предприятия морского и речного транспорта.

4. Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта:

· туристские бюро;

· туристские агентства;

· бюро реализации путевок.

5. Рекламно-информационные туристские учреждения:

· рекламные агентства;

· рекламные бюро;

· информационные агентства.

6. Производственные туристские предприятия:

· фабрики по производству туристской и гостиничной мебели;

· предприятия по производству туристского снаряжения;

· фабрики туристских сувениров и др.

7. Предприятия торговли:

· магазины по реализации туристского снаряжения;

· магазины по реализации туристских сувениров;

· пункты проката.

8. Предприятия сферы досуга в туризме:

· киноконцертные залы;

· клубы;

· залы игровых автоматов.

9. Учреждения самодеятельного туризма:

· клубы: альпинистские, велосипедисты, водного туризма и др.;

10. Органы управления туризмом:

· комитеты и департаменты туризма;

· общественные туристские организации и объединения.

11. Учебные туристские заведения:

· высшие и средние специальные учебные туристские заведения;

· институты повышения квалификации и подготовки;

· учебные комбинаты.

12. Научные и проектные учреждения:

· научно-исследовательские туристские институты и лаборатории;

· институты по проектированию туристских предприятий;

· исследовательские туристские полигоны.

 

Туристский продукт.

Туристский продукт – совокупность вещественных (предметы потребления) и невещественных (услуги)потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.

Туристский продукт состоит из 3-х элементов:

1. тур;

2. дополнительные туристско-экскурсионные услуги;

3. товары.

 

 
 

 

 


Структура туристского продукта.

Структура затрат туристов по элементам туристского продукта:

4. тур 50%

5. дополнительные туристско-экскурсионные услуги 30%

6. товары 20%.

Тур – первичная (обязательная) единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое – продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.

Туристский продукт отличается от туристского пакета тем, что последний – только часть туристского продукта, точнее – обязательная часть тура.

Обязательную программу пребывания (турпакет и комплекс услуг на маршруте) туроператор оформляет в виде туристкой путевки или ваучера – документов, в которых гарантируется все обязательные для фирмы и клиента услуги.

Товары включают в себя специфическую материальную часть туристкого продукта, куда входят туристские карты и планы городов, туристкое снаряжение, это могут быть товары, являющиеся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туристов.

Дополнительные туристско-экскурсионные услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного выбора.

Дополнительные туристско-экскурсионные услуги не водят в основную стоимость путевки. К ним относятся: телефон, прокат, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, общественный транспорт, хранение вещей.

По аналогии с товарами, имеющими материально-вещественную форму, в туристском продукте также выделяют три уровня.


Продукт в реальном исполнении       Комфорт Уровень качества Престиж Впечатления Экономичность Безопасность
Продукт по замыслу выгоды
Продукт с подкреплением

Качество обслуживания клиентов

 

скорость

 

Продукт по замыслу выгоды
обслуживания

 

Информация клиентов

 

Консультации клиентов

Удовлетворение потребностей и желаний членов современного сегодняшнего общества предполагает множество туристских продуктов.

Эти продукты могут быть осязаемыми, например, еда и напитки, или они могут быть неосязаемыми такими как услуги (размещение в отеле и развлечение туристов). В последнем случае требуются кондиционеры, центральное отопление, телефон и т.д., что является абсолютно необходимым для производства туристских услуг. Многие из продуктов образованы самой природой, т.е. естественным путем, такие как свет и солнечный свет, кислород и т.д. Эти продукты обычно характеризуются как свободные продукты, и они не являются предметом специального изучения и анализа для туристский экономики в целом.

В туристской экономике представляют интерес для изучения и анализа материальные и нематериальные туристские продукты, что является туристским продуктом для индивидуалов и какие используются для удовлетворения потребностей и желаний.

Эти продукты также именуются товарами. Их главной характеристикой является то, что они не ограничены количественно.

С этой точки зрения следует заметить, что нематериальные туристские услуги представляют эту особенность в связи с материальными туристскими товарами. Их потребление происходит исключительно в месте, где они произведены, и они используются туристами, которые испытывают в них потребность. Такими товарами являются, например, услуги гостеприимства, которые производят размещение в определенном месте для привлечения туристов, и услуги питания, которые предлагают рестораны, или услуги развлечения, которые предлагают оперные, драматические театры и т.д., в тех же туристскиых местах.

 

 
 

 

 


Основные отличительные черты туристских продуктов.

В упрощенном выражении материальные и нематериальные туристские продукты могут характеризоваться как «турпакет», который состоит из 4-х основных компонентов.

1. Место назначения – определено, и не может быть перенесено куда-либо еще для производства туристских товаров или услуг, например, природных, климатических и культурных. Затраты на эти объекты не очень велики, и т.о., не станут недосягаемыми для туристов.

  1. Транспорт – средство передвижения, с помощью которых можно добраться до места назначения. Большую часть, обуславливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку.
  2. Размещение – это место (отель), которое предлагается туристу в месте назначения на то время, пока он путешествует. Тип размещения, который будет использоваться во время остановки туриста, является важным фактором в формировании турпакета.
  3. Трансфер – осуществляет доставку туриста от места пребытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция) к месту размещения (отель), где он будет проживать.

 
 

 

 


Элементы, составляющие турпакет

В большинстве своем туристический продукт – это результат усилий многих предприятий или туристических ассоциаций. Отель сам по себе – это еще не туризм. Туристический маркетинг нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности и одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов. Следовательно, высокая степень взаимозависимости между разными категориями услуг, которые в совокупности и образует туристскую услугу. Отсюда и взаимодополняемость.

И еще один аспект. Туристский продукт отличается «жесткостью», и отсутствием возможности создавать запасы: даже если можно было бы программировать спрос, то все равно сам продукт может производиться одновременно с его потреблением.

Структура туристского продукта:

7. тур;

8. дополнительные туристско-экскурсионные услуги;

9. товары.

Потребительские свойства туристского продукта

Гостеприимство

Обоснованность

Надежность

Эффективность

Целостность ТУР

Полезность

Простота в эксплуатации

Ясность

Гибкость