Туристский продукт и технология индустрии туризма.
Туристский продукт – это комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам.Комплексная система организации производства такого продукта называется индустрией туризма.В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения. К ним относятся:
1. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению:
· гостиницы, мотели, кемпинги;
· пансионаты, частные квартиры и дома;
· туристские базы, дома отдыха, приюты;
· другие средства размещения.
2. Предприятия питания:
· рестораны, столовые;
· кафе, бары;
· фабрики-кухни.
3. Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:
· автопредприятия;
· авиационные предприятия;
· железнодорожные ведомства;
· предприятия морского и речного транспорта.
4. Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта:
· туристские бюро;
· туристские агентства;
· бюро реализации путевок.
5. Рекламно-информационные туристские учреждения:
· рекламные агентства;
· рекламные бюро;
· информационные агентства.
6. Производственные туристские предприятия:
· фабрики по производству туристской и гостиничной мебели;
· предприятия по производству туристского снаряжения;
· фабрики туристских сувениров и др.
7. Предприятия торговли:
· магазины по реализации туристского снаряжения;
· магазины по реализации туристских сувениров;
· пункты проката.
8. Предприятия сферы досуга в туризме:
· киноконцертные залы;
· клубы;
· залы игровых автоматов.
9. Учреждения самодеятельного туризма:
· клубы: альпинистские, велосипедисты, водного туризма и др.;
10. Органы управления туризмом:
· комитеты и департаменты туризма;
· общественные туристские организации и объединения.
11. Учебные туристские заведения:
· высшие и средние специальные учебные туристские заведения;
· институты повышения квалификации и подготовки;
· учебные комбинаты.
12. Научные и проектные учреждения:
· научно-исследовательские туристские институты и лаборатории;
· институты по проектированию туристских предприятий;
· исследовательские туристские полигоны.
Туристский продукт.
Туристский продукт – совокупность вещественных (предметы потребления) и невещественных (услуги)потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникающих во время их путешествия.
Туристский продукт состоит из 3-х элементов:
1. тур;
2. дополнительные туристско-экскурсионные услуги;
3. товары.
Структура туристского продукта.
Структура затрат туристов по элементам туристского продукта:
4. тур 50%
5. дополнительные туристско-экскурсионные услуги 30%
6. товары 20%.
Тур – первичная (обязательная) единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое – продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки.
Туристский продукт отличается от туристского пакета тем, что последний – только часть туристского продукта, точнее – обязательная часть тура.
Обязательную программу пребывания (турпакет и комплекс услуг на маршруте) туроператор оформляет в виде туристкой путевки или ваучера – документов, в которых гарантируется все обязательные для фирмы и клиента услуги.
Товары включают в себя специфическую материальную часть туристкого продукта, куда входят туристские карты и планы городов, туристкое снаряжение, это могут быть товары, являющиеся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туристов.
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги, не предусмотренные ваучером или путевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного выбора.
Дополнительные туристско-экскурсионные услуги не водят в основную стоимость путевки. К ним относятся: телефон, прокат, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, общественный транспорт, хранение вещей.
По аналогии с товарами, имеющими материально-вещественную форму, в туристском продукте также выделяют три уровня.
|
|
Качество обслуживания клиентов
скорость
|
Информация клиентов
Консультации клиентов
Удовлетворение потребностей и желаний членов современного сегодняшнего общества предполагает множество туристских продуктов.
Эти продукты могут быть осязаемыми, например, еда и напитки, или они могут быть неосязаемыми такими как услуги (размещение в отеле и развлечение туристов). В последнем случае требуются кондиционеры, центральное отопление, телефон и т.д., что является абсолютно необходимым для производства туристских услуг. Многие из продуктов образованы самой природой, т.е. естественным путем, такие как свет и солнечный свет, кислород и т.д. Эти продукты обычно характеризуются как свободные продукты, и они не являются предметом специального изучения и анализа для туристский экономики в целом.
В туристской экономике представляют интерес для изучения и анализа материальные и нематериальные туристские продукты, что является туристским продуктом для индивидуалов и какие используются для удовлетворения потребностей и желаний.
Эти продукты также именуются товарами. Их главной характеристикой является то, что они не ограничены количественно.
С этой точки зрения следует заметить, что нематериальные туристские услуги представляют эту особенность в связи с материальными туристскими товарами. Их потребление происходит исключительно в месте, где они произведены, и они используются туристами, которые испытывают в них потребность. Такими товарами являются, например, услуги гостеприимства, которые производят размещение в определенном месте для привлечения туристов, и услуги питания, которые предлагают рестораны, или услуги развлечения, которые предлагают оперные, драматические театры и т.д., в тех же туристскиых местах.
Основные отличительные черты туристских продуктов.
В упрощенном выражении материальные и нематериальные туристские продукты могут характеризоваться как «турпакет», который состоит из 4-х основных компонентов.
1. Место назначения – определено, и не может быть перенесено куда-либо еще для производства туристских товаров или услуг, например, природных, климатических и культурных. Затраты на эти объекты не очень велики, и т.о., не станут недосягаемыми для туристов.
- Транспорт – средство передвижения, с помощью которых можно добраться до места назначения. Большую часть, обуславливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку.
- Размещение – это место (отель), которое предлагается туристу в месте назначения на то время, пока он путешествует. Тип размещения, который будет использоваться во время остановки туриста, является важным фактором в формировании турпакета.
- Трансфер – осуществляет доставку туриста от места пребытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция) к месту размещения (отель), где он будет проживать.
Элементы, составляющие турпакет
В большинстве своем туристический продукт – это результат усилий многих предприятий или туристических ассоциаций. Отель сам по себе – это еще не туризм. Туристический маркетинг нацелен на изучение совокупного продукта различных сфер деятельности и одновременно представляет собой совокупность весьма сложных разнородных элементов. Следовательно, высокая степень взаимозависимости между разными категориями услуг, которые в совокупности и образует туристскую услугу. Отсюда и взаимодополняемость.
И еще один аспект. Туристский продукт отличается «жесткостью», и отсутствием возможности создавать запасы: даже если можно было бы программировать спрос, то все равно сам продукт может производиться одновременно с его потреблением.
Структура туристского продукта:
7. тур;
8. дополнительные туристско-экскурсионные услуги;
9. товары.
Потребительские свойства туристского продукта
Гостеприимство
Обоснованность
Надежность
Эффективность
Целостность ТУР
Полезность
Простота в эксплуатации
Ясность
Гибкость