Обеспечение правильной организации и рациональной планировки рабочих мест.
Правильная организация рабочего места – это создание на рабочем месте необходимых условий для выполнения работы (операции) высокого качества при наиболее полном использовании оборудования, экономном расходовании физической и эмоциональной энергии работника, повышении содержательности и рациональности труда, сохранения здоровья работающих.
Общий принцип правильной организации труда заключается в использовании данных, которые показывают частоту использования и важность составных элементов оборудования, расположенных на рабочем месте, для выполнения поставленной задачи.
Работа с компьютером характеризуется значительным умственным напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой; высокой напряженностью зрительной работы; длительно вынужденной позой и большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой. Поэтому, рациональная конструкция и расположение оборудования на рабочем месте занимают ведущее значение в комплексной защите здоровья всех работающих за ВДТ или ПЭВМ. Исследованием этих вопросов занимается эргономика.
Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности человека с учетом психофизиологических, гигиенических, антропометрических показателей в целях создания орудий и условий труда, способствующих оптимизации его взаимодействия с техническими средствами и производственной средой в трудовом процессе.
Эргономически совершенным рабочим местом считается место, на котором конструкция оборудования и планировка рабочих мест, удовлетворяет требованиям удобства обслуживания компьютерной техники и комфорта выполнения работ; экономии энергии и времени; рационального использования занимаемых площадей.
Особая роль отводится такой мебели, которая позволяет эффективно использовать пространство не только в пределах расположения необходимого компьютерного оборудования, но и рабочих помещений, для предотвращения проблем, связанных с безопасностью и здоровьем пользователей.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение элементов на рабочей поверхности с учетом его количества и конструктивных особенностей (размер ВДТ и ПЭВМ, клавиатуры, периферии, пюпитра и других технических устройств), характера выполняемой работы.
Допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. При этом необходимо учитывать антропометрические характеристики работающего, расположение оборудования с учетом зоны наблюдения и досягаемости рук (рис. 5, 6), правильного положения корпуса тела и рук (рис.7, 8).
Рис. 5 Зона досягаемости
Стратегия экономии пространства должна обеспечивать сохранение соответствующего зрительного расстояния (от 600мм до 800мм), так же как и оптимальной линии зрения, соответствующей углу около 35º вниз по горизонтали (20º – голова и 15º – глаза).
Рис. 6 Зрительный диапазон рабочего пространства:
а) – вид сбоку; б) – вид сверху
Конструкция рабочего стула (кресла) должна поддерживать рациональную рабочую позу при работе с ПЭВМ (т.е. обеспечивать равномерность распределения сил тяжести частей тела на опорные поверхности), с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления.
Тип рабочего стула (кресла) должен быть выбран с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должен быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием с легкой чисткой от загрязнений.
Стул (кресло) следует устанавливать на такой высоте, чтобы не чувствовалось давления на копчик (низкое расположение кресла) или на бедра (слишком высокое).
Оптимальные параметры оборудования рабочего места для взрослого пользователя показаны на рис 9
Требования к эргономическим параметрам оборудования на рабочих местах с ПЭВМ представлены в следующих нормативных документах:
- ГОСТ Р 50923-96 Дисплеи. Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде.
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы в разделе 10 и 11 (приложения 2, 3)
Рис. 9 Эргономические параметры рабочего места с ПЭВМ
взрослого пользователя.
Рациональная поза – это поза, которая сопровождается минимальным напряжением мышц, поддерживающих тело или конечности, независимо от того, как выполняется работа (стоя или сидя).
Работающий за ПЭВМ должен сидеть:
- прямо, опираясь в области нижнего края лопаток на спинку кресла, не сутулясь;
- с небольшим наклоном головы вперед (отклонение до 20º);
- угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90º;
- предплечья должны опираться на поверхность стола, а кисти рук на подставку клавиатуры (это снимает статическое напряжение плечевого пояса и рук).
Рис. 7 Варианты положений тела при работе с компьютером
Рис.8 Положение кистей рук при работе с клавиатурой:
а) оптимальное:
использование подставки (2) на клавиатуре (1)для опоры запястья
кисти рук
б) не рекомендуемое.
На рис. 10 представлена идеальная компоновка РМ, на основе которой достигается максимальная гибкость организации рабочего пространства в зависимости от поставленных задач и времени их выполнения.
Рис. 10 Идеальная гибкая компоновка рабочего места с ПЭВМ.
1 – принтер; 2 – монитор; 3 – системный блок (под столом); 4 – стол;
5 – настольная лампа; 6 – документы; 7 – книги; 8 – стул;
9 – клавиатура; 10 – телефон; 11 – пюпитр, оригиналодержатель
(ставится на стол или крепится к монитору).
Принцип расположения элементов зависит от того, что наиболее часто используется в пределах центрального зрительного пространства и как часто употребляется предмет. Все остальные компоненты оборудования ранжируются по степени важности и располагаются рационально слева или справа для сохранения физической энергии работающего.
В планировании очень важно учитывать и электромагнитную безопасность, которая зависит от расположения кабелей электропитания технических средств, включая розетки электрической сети.
На рисунке 11 показаны рекомендуемые и не желательные (с точки зрения электромагнитной безопасности) варианты компоновки рабочего места.
Оптимальной признается планировка (2.1, 2.2), когда полностью разделены зона местонахождения пользователя и зона, где расположены кабели электропитания технических средств, включая розетки электрической сети.
Планировка считается не оптимальной (2.3, 2.4), когда рядом с пользователем расположены сетевые кабели электропитания рабочего места. Данную планировку нежелательно использовать, если на рабочем месте установлено большое количество технических средств со значительным энергопотреблением. В этом случае по сетевым кабелям электропитания текут значительные токи, и пользователь ПЭВМ будет находиться в зоне повышенного воздействия магнитных полей промышленной частоты 50 Гц.
Рис.11
1 – рабочее место оператора; 2 – клавиатура; 3 – дисплей;
4 – системный блок ПЭВМ; 5 – принтер; 6 – розетки питания;
7 – сетевые кабели питания блоков ПЭВМ
Крайне нежелательной является планировка (2.4), когда пользователь находится в «контуре» электропроводки. Пользователь ПЭВМ оказывается не только в зоне воздействия магнитных, но и электрических полей промчастоты 50Гц, из-за реально ненулевого значения сопротивления цепи заземления. При отсутствии возможности иной организации такого рабочего места рекомендуется снижать уровень полей за счет расположения кабелей электропитания в металлической (стальной) заземленной трубе.
Основные гигиенические требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ представлены в разделе 9 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03