Система педагогических наук

В общепризнанный перечень педагогических наук принято включать следующие: общая педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, лечебная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, профессиональная педагогика, специальная (реабилитационная) педагогика, имеющая ряд отраслей:

- сурдопедагогика – педагогика глухих и слабослышащих,

- тифлопедагогика - педагогика слепых и слабовидящих,

- олигофренопедагогика - педагогика умственно отсталых,

- логопедия - наука о нарушениях речи и путях их преодоления.

Перечень не остается неизменным, постоянно пополняется в связи с дальнейшим развитием различных отраслей.

Ядром в системе отраслей педагогической науки является общая педагогика, изучающая общие закономерности образования, воспитания, обучения, развития личности, педагогической деятельности. В ее состав входят общие основы теории воспитания, дидактики, методология и методика воспитания и обучения, самоформирования, школоведение (вузоведение). Эти составляющие являются родовыми. Видовыми же формами по отношению к общей педагогике являются сравнительная, специальная педагогика, история педагогики, возрастная, профессиональная и социальная педагогики. Каждая из них имеет свои подвиды. Система отраслей педагогики представлена в таблице ниже.

Система отраслей педагогики

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Педагогика личности; Педагогика образования;
Педагогика обучения; Педагогика воспитания;
Педагогика самоформирования; Школоведение; Вузоведение
История педагогики Сравнительная педагогика Специальная педагогика: тифлопедагогика; сурдопедагогика; логопедия
     
Группа отраслей воз- Группа отраслей Группа отраслей социаль-
растной педагогики профессиональной ной педагогики
  педагогики  
Преддошкольная Профессионально - педагогическая подготовка Теория и методы социальной педагогики
Дошкольная Производственная Народная педагогика
Педагогика школы Военная Педагогический всеобуч
Педагогика средних специальных учебных заведений Инженерная Педагогика образа жизни
Педагогика высшей школы Юридическая Педагогика культуры и искусства
П. послевузовского образования Физкультуры и спорта Пед. средств массовой коммуникации
Реабилитационная П Профессионального труда Методики преподавания
  Управления  

В настоящее время интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогики, педагогика школы), но и людей взрослых – андрогогика. Акмеология, занимается исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации труда, быта, досуга.

Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика среднего специального образования, в том числе юридическая педагогика, специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), лечебная педагогика. Частью педагогики стала аутогогика — наука о закономерностях самовоспитания и самообучения. В систему педагогических наук входят также методики обучения и воспитания школьников, студентов, взрослых людей. Таким образом, педагогика представляет собой систему взаимосвязанных отраслей педагогической науки, в которой возникают все новые направления: коррекционная педагогика, пе­дагогическая прогностика, превентивная педагогика. Наблюдающийся в последнее время терминологический бум породил много едва ли оправданных не только направлений, но и педагогических дисциплин: интегральная педагогика, неопедагогика и др.