Система педагогических наук
В общепризнанный перечень педагогических наук принято включать следующие: общая педагогика, история педагогики, сравнительная педагогика, возрастная педагогика, лечебная педагогика, социальная педагогика, пенитенциарная педагогика, профессиональная педагогика, специальная (реабилитационная) педагогика, имеющая ряд отраслей:
- сурдопедагогика – педагогика глухих и слабослышащих,
- тифлопедагогика - педагогика слепых и слабовидящих,
- олигофренопедагогика - педагогика умственно отсталых,
- логопедия - наука о нарушениях речи и путях их преодоления.
Перечень не остается неизменным, постоянно пополняется в связи с дальнейшим развитием различных отраслей.
Ядром в системе отраслей педагогической науки является общая педагогика, изучающая общие закономерности образования, воспитания, обучения, развития личности, педагогической деятельности. В ее состав входят общие основы теории воспитания, дидактики, методология и методика воспитания и обучения, самоформирования, школоведение (вузоведение). Эти составляющие являются родовыми. Видовыми же формами по отношению к общей педагогике являются сравнительная, специальная педагогика, история педагогики, возрастная, профессиональная и социальная педагогики. Каждая из них имеет свои подвиды. Система отраслей педагогики представлена в таблице ниже.
Система отраслей педагогики
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА | ||
Педагогика личности; Педагогика образования; | ||
Педагогика обучения; Педагогика воспитания; | ||
Педагогика самоформирования; Школоведение; Вузоведение | ||
История педагогики | Сравнительная педагогика | Специальная педагогика: тифлопедагогика; сурдопедагогика; логопедия |
Группа отраслей воз- | Группа отраслей | Группа отраслей социаль- |
растной педагогики | профессиональной | ной педагогики |
педагогики | ||
Преддошкольная | Профессионально - педагогическая подготовка | Теория и методы социальной педагогики |
Дошкольная | Производственная | Народная педагогика |
Педагогика школы | Военная | Педагогический всеобуч |
Педагогика средних специальных учебных заведений | Инженерная | Педагогика образа жизни |
Педагогика высшей школы | Юридическая | Педагогика культуры и искусства |
П. послевузовского образования | Физкультуры и спорта | Пед. средств массовой коммуникации |
Реабилитационная П | Профессионального труда | Методики преподавания |
Управления |
В настоящее время интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогики, педагогика школы), но и людей взрослых – андрогогика. Акмеология, занимается исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации труда, быта, досуга.
Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика среднего специального образования, в том числе юридическая педагогика, специальные педагогические науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), лечебная педагогика. Частью педагогики стала аутогогика — наука о закономерностях самовоспитания и самообучения. В систему педагогических наук входят также методики обучения и воспитания школьников, студентов, взрослых людей. Таким образом, педагогика представляет собой систему взаимосвязанных отраслей педагогической науки, в которой возникают все новые направления: коррекционная педагогика, педагогическая прогностика, превентивная педагогика. Наблюдающийся в последнее время терминологический бум породил много едва ли оправданных не только направлений, но и педагогических дисциплин: интегральная педагогика, неопедагогика и др.