Теоретико-методологический блок программы социологического исследования.

1. Формулировка исследуемой проблемы. Значительную часть этого раздела программы будет занимать реферат – критический обзор тех литературных источников, где рассматриваются те или иные аспекты изучаемой проблемы. Исследователь получает возможность поставить перед собой ранее нерешенные задачи, сопоставить свои результаты с ранее полученными данными других исследователей.

Отметим, что литературный поиск следует начинать с самых свежих публикаций.

Таким образом, изучение литературы и внутренних документов исследуемой организации поможет сформулировать проблему исследования.

Проблема (от греч. problema – задача) – форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Проблемой может быть:

- новое социальное явление, характеристики которого неизвестны, и поэтому оно является самодостаточной задачей для исследователя;

- уже известное явление, но оставшееся до поры до времени вне поля зрения исследователей;

- изученное исследователями явление, но нуждающееся в повторном исследовании в связи с явными изменениями ситуации.

2. Определение объекта и предмета исследования. Объект социологического исследования – явление или процесс, носитель социальной проблемы, источник информации (область социальной действительности, деятельность людей, люди).

Объект социологического исследования должен отвечать достаточно широкому кругу требований:

- во-первых, характеризоваться четким обозначением явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, организация, предприятие), функциональная направленность (производственная, политическая, учебная бытовая и т.д.);

- во-вторых – определенным временным ограничением. Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования.

Например, объект можно сформулировать так: «преподаватели вуза «Х» в 2010 году».

Предмет социологического исследования – значимые стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему и подлежат изучению. Например, предмет можно сформулировать так: «удовлетворенность трудом преподавателей вуза "Х"».

3. Определение целей и задач исследования. Цели исследования представляют собой рабочие и исходные представления социологов о желаемых его результатах. Цель – это то, ради чего осуществляется исследование, поиск алгоритмов решения поставленной проблемы, выдача практических рекомендаций.

Например, цель можно сформулировать так: «Проанализировать удовлетворенность трудом преподавателей вуза "Х"».

В соответствии с целью исследования формулируются более частные цели, именуемые задачами. Это теоретические и практические действия, которые необходимо предпринять для достижения поставленной цели. Краткое и четкое определение таких шагов составит перечень задач исследования.

Итак, задачи социологического исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

Например, в рамках темы «Удовлетворенность трудом преподавателей вуза «Х»» задачи могут быть сформулированы следующим образом:

- выяснить удовлетворенность преподавателями своей профессией;

- выявить мотивацию трудовой деятельности у преподавателей;

- определить удовлетворенность преподавателей условиями труда;

- изучить удовлетворенность социально-психологическим климатом;

- выявить факторы, влияющие на удовлетворенность преподавателей своим трудом.

Следует отметить, что цели и задачи для каждого метода социологического исследования формулируются отдельно. Например, одни цели и задачи допустим для глубинного интервью экспертов, другие – для формализованного интервью руководителей, и третьи для анкетирования рабочих и рядовых служащих организации.

4. Логический анализ понятий включает теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятий. Теоретическая интерпретация включает четкое, ясное и однозначное описание тех понятий, которые вы собираетесь использовать при построении своей модели исследования. Теоретическая интерпретация представляет собой перечень определений тех понятий, с которыми вы согласны на теоретическом уровне.

Эмпирическая интерпретация (операционализация) – это детализация (расчленение) ранее выделенных понятий, т.е. на этом этапе мы занимаемся поиском и подбором простых, конкретных понятий, которые доступны наблюдению и измерению через факты. Эти факты в виде простейших понятий, не допускающие двоякого толкования, называются индикаторами. Именно на основе них составляются вопросы анкеты или бланка интервью и других видов инструментария и определяется структура ответов.

Здесь главная задача – обеспечить максимально полное описание проблемы исследования в понятиях-индикаторах.

5. Формулировка гипотез исследования. Любое исследование строится на предварительных предположениях исследователя о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы, т.е. на гипотезах. В ходе исследования требуется подтвердить или опровергнуть эти гипотезы.