Эффективность и недостатки IP-телефонии

 

Преимущества. Привлекательность всех алгоритмов сценария «телефон-телефон» для пользователя заключается в значительно более низких, по сравнению с обычной междугородной или международной телефонной связью, тарифах, что является следствием применения технологий, обеспечивающих вторичное уплотнение телефонных каналов. Поэтому многие пользователи согласны терпеть снижение качества передачи речи.

Предоставление телефонных услуг через инфраструктуру IP позволяет поставщику услуг IP получать большую, по сравнению с традиционными операторами, прибыль благодаря тому, что:

• функции предоставления услуг телефонии и передачи данных объединяются в общей инфраструктуре IP; основной объём обслуживаемого трафика приходится на традиционные данные Интернет, а транспортировка относительно невысокого объёма трафика IP-телефонии может осуществляться с использованием той же инфраструктуры при очень незначительных дополнительных затратах,

• отсутствует необходимость обеспечивать качество и объём услуг, требуемые от операторов ТфОП, что допускает реализацию услуг IP-телефонии на базе более дешёвого оборудования.

Недостатки.

С бизнес-приложениями Internet-телефонии все обстоит не так просто. Во-первых, перевод голосового трафика на Internet резко повышает требования к пропускной способности канала связи, используемого для подключения организации к сети. Во-вторых, и это на сегодняшний день главное, качество связи, обеспечиваемое Internet-телефонией, довольно низкое. В-третьих, между телефонной сетью и IP-сетью имеется одно существенное различие. Телефонные номера, как правило, присваиваются абонентам раз и навсегда, поэтому для этой сети можно составить список абонентов с указанием присвоенных им номеров. Что же касается IP-адресов, то они часто присваиваются в динамическом режиме, только на текущий сеанс. Поэтому Internet-телефонную книгу составить затруднительно.

 

В качестве вывода отметим, что эффективность IP-телефонии ограничивается сегодня неустойчивыми и непредсказуемыми уровнями задержки на передачу пакетов. Другими словами, IP-телефония представляет собой пример классического проектного компромисса между стоимостью и характеристиками качества.

 

Направления дальнейших разработок в области IP-телефонии.

Основные усилия разработчиков систем Internet-телефонии сосредоточены сейчас на решении второй проблемы. Во-первых, голос после оцифровки следует сжимать. Чем сильнее он будет сжат, тем меньше пакетов понадобится для передачи одного и того же речевого фрагмента и, соответственно, тем меньше вероятность искажений и задержек, связанных с разборкой-сборкой голосового потока в процессе передачи. Тут есть и противоположная тенденция – чем сильнее сжимается голос, тем значительнее искажения, вносимые в сигнал самим процессом сжатия-восстановления. Во-вторых, предпринимаются попытки ввести в IP-сетях некое подобие понятия уровня обслуживания (quality of service, QoS), имеющегося в сетях ATM.

Для обеспечения управления задержками в доставке пакетов данных по назначению был разработан ряд протоколов. В частности, протокол RTP (Real-Time Transport Protocol) позволяет снабжать пакеты данных временными метками, обеспечивающими синхронизацию потоков данных. Еще один протокол, носящий название RTCP (Real-Time Transport Control Protocol), позволяет приложению реагировать на изменение состояния сети. В частности, получив информацию о снижении эффективной пропускной способности сети, приложение может повысить степень компрессии голоса, пожертвовав его качеством. Как только обстановка в сети разрядится, степень компрессии голоса можно будет понизить. Наконец, протокол RSVP (Resource Reservation Protocol) позволяет приложениям динамически резервировать определенную долю полосы пропускания для передачи потока голосовой информации.