Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 12 страница
Формы обучения
Форма обучения отражает внешнюю сторону организации этого процесса, его конструкцию, определяющуюся количеством, степенью самостоятельности учеников, характером деятельности и взаимосвязи участников процесса обучения.
Индивидуальное обучение – учитель одновременно работает только с одним ребенком, начало и окончание занятий, содержание и сроки обучения для каждого ученика различны.
Классно-урочная форма обучения предполагает распределение всех учащихся в классы по возрастам, постоянный состав класса на весь период обучения, общие занятия, идущие по одному учебному плану и единым учебным программам, наличие единого учебного года, каникул, расписания занятий. Основной единицей занятий является урок – часть процесса обучения, четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников.
Лекционно-семинарская форма обучения предполагает: разделение учебного года на два семестра и выделение в конце каждого семестра экзаменационной сессии; наличие лекций, практикумов, семинаров, лабораторных работ, зачетов и экзаменов; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы студентов; большой удельный вес самостоятельной работы, которая носит не только учебно-познавательный, но и научно-исследовательский характер.
Принципы и методы обучения
Принципы обучения представляют собой руководящие положения, являющиеся следствием из закономерностей этого процесса и отражающие требования к его организации.
1. Принцип научности имеет два аспекта: построение процесса и конструирование содержания обучения должно производиться на научной основе.
2. Принципы последовательности и систематичности – систематическое расположение материала, целенаправленное упорядочивание знаний и умений, формирование системы знаний.
3. Принцип взаимосвязи теории и практики – обучение использованию полученных знаний на практике.
4. Принцип сознательности и активности – развитие самостоятельности, стимулирование активности, инициативы, помощь ученикам в осознании и принятии целей обучения.
5. Принцип наглядности – обеспечение связи между конкретным и абстрактным.
6. Принцип доступности – посильность предлагаемой деятельности, создание условий для преодоления трудностей каждым учеником.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, используемый педагогом для реализации функций обучения. Поскольку обучение осуществляется в познавательной деятельности, то каждый метод характеризуется особенностями учебно-познавательной деятельности ученика.
В дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы [97]:
– методы организации учебно-познавательной деятельности;
– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, педагогическое требование, соревнование и др.;
– методы контроля (опрос, контрольная работа, тестовый контроль, экзамен и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
По характеру познавательной деятельности учащихся М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер выделили пять групп методов [96]:
– объяснительно–иллюстративный (информационно-рецептивный) метод – учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
– репродуктивный метод – воспроизведение учеником простых действий по заранее определенному алгоритму; используется для формирования умений и навыков;
– метод проблемного изложения – учитель ставит проблему и показывает возможные пути ее решения;
– частично-поисковый (эвристический) метод – учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги в поиске ее решения;
– исследовательский метод – самостоятельное решение учащимися проблемной познавательной задачи.
Ни один из методов не является универсальным, то есть никакой метод, взятый в отдельности, не может обеспечить реализацию всех функций обучения и достижение его цели. Поскольку все компоненты процесса обучения представляют собой единство, системообразующей характеристикой которого является цель, то в реальном образовательном процессе реализуется «сплав»: цель – содержание – методы.
Самообразование
В связи с резким увеличением объема знаний, высокой динамикой развития техники и технологии, образование должно быть нацелено на подготовку человека, который сможет сам искать и находить информацию; решать не только известные сегодня проблемы, но и те, которые возникнут в будущем; осваивать новые способы деятельности; заниматься самообразованием.
Обучение и воспитание, реализуемые в системе образования, не являются подготовкой человека на всю жизнь. Необходимо непрерывное образование, лозунг которого: «Не одно образование на всю жизнь, а образование через всю жизнь».
Самообразование (в широком смысле, как синоним самосовершенствования, саморазвития) есть сознательное движение человека от того, каким он себя считает, к тому, каким хотел бы стать. Начинается самообразование с самопознания, осознания идеалов и выработки целей.
Самообразование так же, как и образование, предполагает собственную активность человека, однако в первом случае она более побуждаема изнутри, чем извне. Самообразование – желание и реализуемое умение человека совершенствоваться в различных сферах жизнедеятельности.
Помимо овладения новыми знаниями, умениями и навыками, самообразование предполагает:
– рефлексию собственного опыта;
– работу по осознанию и переподчинению мотивов, решение «задачи на смысл» (А.Н. Леонтьев);
– поиск оптимальных (с точки зрения нравственности и учета индивидуальных особенностей) способов самореализации, раскрытия своей индивидуальности.
Рекомендуемая литература
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. – М.: «Академия», 1998. С. 188–424.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. С. 186–239.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 236–264, 282–314.
Лызь Н.А. Этюды современного образования: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2000. С. 32–72.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЕКЦИЙ
1. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения//Проблема общения в психологии. – М., Наука, 1981. С. 218–241.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.
4. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002.
5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1998.
8. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. – М.: Аспект Пресс, 2001.
9. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности//Проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1982. С. 140–147.
10. Аронсон Р. Общественное животное. Введение в социальную психологию – М.: Аспект Пресс, 1999.
11. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
12. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
13. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.
14. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект Пресс, 2001.
15. Белопольский В.И. Восприятие/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999.
16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М: Прогресс, 1988.
17. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977.
18. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования/ Педагогика ¹5, 2000. С. 13–20.
19. Бирюков С.Д. Структура личности/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999.
20. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: МПСИ: Флинта, 1998.
21. Блинникова И.В. Внимание/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999.
22. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983.
23. Бодров В.А. Отечественной инженерной психологии – 40 лет//Психологический журнал, 1999, том 20, ¹2. С. 5–20.
24. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
25. Бондаревская Е.В. Прогностическая роль концепций личностно-ориентированного образования в развитии целостной педагогической теории/Научная школа чл.-корр. РАО, проф. Бондаревской Е.В.//Известия Южного отделения РАО. Выпуск 1. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1999. С. 3–11.
26. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания//Педагогика, ¹4, 1995. С. 29–36.
27. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.
28. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, 1999.
29. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельности/Современная психология: Справочное руководство. – М.:
ИНФРА-М, 1999. С. 330–346.
30. Брушлинский А.В. Гуманистичность психологической науки//Психологический журнал, 2000, т. 21, ¹3. С.43–48.
31. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997.
32. Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.
33. В лабиринтах психологии личности/Авт.-сост. А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь. – Харьков: Прапор, 1997.
34. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986.
35. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М.: «Совершенство», 1998.
36. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.
37. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество//Педагогика, ¹6, 2000. С. 3–12.
38. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1, 2. – М.: Мир, 1992.
39. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. – М.: Институт психологии РАН, 1996.
40. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
41. Государственные образовательные стандарты. – М., 2000.
42. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.
43. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М.: Изд-во МГУ, 1979.
44. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997.
45. Дружинин В.Н. Психология как научная дисциплина/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 7–19.
46. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997.
47. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
48. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
49. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.
50. Закон Российской Федерации «Об образовании»//Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию, ¹2, 1996.
51. Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика.
2-е изд. испр. и доп. – Самара, 1998.
52. Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы//Педагогика ¹2, 2000. С. 23–31.
53. Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
54. История зарубежной психологии. 30-е–60-е годы XX века. Тексты/Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
55. История педагогики: Учебное пособие для педагогических университетов/Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
56. Истратова О.Н., Непомнящий А.В. Основы общей психологии. Часть 2. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.
57. Казначеев В.П. Проблемы человековедения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.
58. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М.: Смысл, 2000.
59. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
60. Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
61. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
62. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
63. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа)//На пути к 12-летней школе: сборник научных трудов/Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2000.
64. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание.
– Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского Педуниверситета, 1997.
65. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997.
66. Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.
67. Краевский В.В. Воспитание или образование?//Педагогика
№¹3, 2001. С. 3–10.
68. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
69. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
70. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М: Высшая школа, 2001.
71. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2001.
72. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: ВШ, 1991.
73. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1974.
74. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т 1. – М.: Педагогика, 1983. С. 94–231.
75. Леонтьев Д.А. Три грани смысла//Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. – М.: Смысл, 1999. С. 299 – 331.
76. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: Прометей, 1992.
77. Ломов Б.Ф. Проблема личности в советской психологической науке//Проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1982. С. 4–10.
78. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... – Ростов-на-Дону, 1991.
79. Лызь Н.А. Этюды современного образования: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2000.
80. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер Ком, 1998.
81. Межличностное восприятие в группе/Под. ред. Андреевой Г.М. и Донцова А.И. – М.: Изд-во МГУ, 1981.
82. Методы исследования межличностного восприятия/Под. ред. Андреевой Г.М. и Агеева В.С. – М.: Изд-во МГУ, 1984.
83. Миронов В.Б. Век образования. – М.: Педагогика, 1990.
84. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
85. Непомнящий А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе: Психологическое направление. – Таганрог: ТРТИ, 1992.
86. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория// Педагогика ¹6, 2000. С. 28–35.
87. Общая психология/Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002.
88. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: Изд-во МГУ, 1987.
89. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб.: Питер, 2001.
90. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека//Вопросы психологии, 1995, ¹2. С. 5–19.
91. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
92. Основы инженерной психологии: Учеб. для техн. вузов/Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Высш. шк., 1986.
93. Парыгин Б.Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. – М.: Знание, 1973.
94. Педагогика и логика (Г. Щедровицкий и др.) – М.: Касталь, 1993.
95. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.
96. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др. – М.: «Академия», 1998.
97. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997.
98. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
99. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. Т. 2.
100. Пиз А. Язык телодвижений. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992.
101. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984.
102. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М.: Наука, 1979.
103. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
104. Психология. Учебник для технических вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
105. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.
106. Психология индивидуальных различий. Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
107. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
108. Психологические исследования общения/Под ред. Бодалева А.А. – М.: Наука, 1985.
109. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция. – Ростов-на-Дону, 1990.
110. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000.
111. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы/Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1988.
112. Российская педагогическая энциклопедия//Под ред. В.В. Давыдова. – М: «Большая Российская энциклопедия», 1993.
113. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
114. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
115. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1989.
116. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995.
117. Слободчиков В.И. Психологические основы личностно ориентированного образования//Мир образования – образование в мире, 2001, ¹1, с. 14–28.
118. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М: Педагогическое общество России, 1999.
119. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
120. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000.
121. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.: Совершенство, 1998.
122. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
123. Теоретические основы содержания общего среднего образования/Под редакцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983.
124. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1987.
125. Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала//Мир психологии, 2001, ¹2. С. 104–109.
126. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
127. Холодная М.А. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования/Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1998. С. 668–680.
128. Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса/Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
129. Хрестоматия по инженерной психологии/Сост.: Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, Б.А. Смирнов/Под ред. Б.А. Душкова: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991.
130. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. – М.: Российское психологическое общество, 1998.
131. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб: ПИТЕР, 2001.
132. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
133. Цуканова Е.В. Психологические трудности межличностных отношений. – Киев: Вища школа, 1985.
134. Чудова Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представления об идеальном партнере по общению//Психологический журнал. – 1993. – Т.14, ¹3. С. 28–37.
135. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: «Логос», 1996.
136. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. – М.: «Логос», 1993.
137. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1 Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995.
138. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
139. Шульц Д, Шульц С. История современной психологии, 1998.
140. Эксакусто Т.В. Психофизиология: Курс лекций. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001.
141. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб, 1994.
142. Юревич А.В. Системный кризис психологии//Вопросы психологии ¹2, 1999. С. 3–11.
143. Ямбург Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики//Педагогика ¹1, 2001. С. 3–10.
144. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ в. – М.: Академия, 1997.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Лекция 1. Общая характеристика психологии 6
Лекция 2. История развития психологии 15
Лекция 3. Методы психологических исследований 25
Лекция 4. Сознание и бессознательное 35
Лекция 5. Познавательные процессы 39
Лекция 6. Эмоции 50
Лекция 7. Понятие и строение человеческой деятельности 54
Лекция 8. Личность 62
Лекция 9. Индивидуально-психологические особенности личности 70
Лекция 10. Социализация, социальные установки, я-концепция 80
Лекция 11. Межличностные отношения и общение 89
Лекция 12. Психология групп: понятия, характеристики, классификация 96
Лекция 13. Психология трудовой деятельности 107
Лекция 14. Системы «человек-техника» 124
Лекция 15. Предметная область педагогики 134
Лекция 16. Современное образование 145
Лекция 17. Воспитание и обучение 156
Список литературы, использованной при подготовке лекций 169
[1] В инженерной психологии обычно вместо термина «человек-оператор» используется термин «оператор», под которым понимается «человеческое звено» системы «человек–машина».