Лызь А.Е., Лызь Н.А., Эксакусто Т.В. 2 страница

Психологию и философию объединяет:

– развитие психологии до конца XIX века в рамках философии;

– изучение вопросов, требующих предварительного осмысления на философском уровне, например, сущность и происхождение человеческого сознания, природа высших форм мышления;

– совместное изучение проблем современного человека, таких, как цель и смысл жизни, мировоззрение, духовность, моральные ценности.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз с естествознанием, откуда был привлечен экспериментальный метод. Естественнонаучную основу психологии составляют:

– рефлекторная теория И.М. Сеченова;

– учение И.П. Павлова об условных рефлексах;

– рефлексология В.М. Бехтерева;

– общая теория построения движений Н.А. Берштейна;

– эволюционное учение Ч. Дарвина;

– исследования мозговой локализации психических функций (ощущений, памяти, мышления и т.д.) и их нарушений при локальных поражениях мозга (С.С. Корсаков, А.Р. Лурия и другие).

Благодаря своим отраслям психология имеет многосторонние связи:

1) с естественными науками (общей биологией, зоологией, физиологией, медициной) через изучение:

– физиологических механизмов психической деятельности (психофизиология);

– мозговых механизмов высших психических функций (нейропсихология);

– психологических факторов происхождения и течения различных заболеваний (клиническая психология);

– психики животных, а также эволюции психики (зоопсихология), сходства и различия в поведении и психике животных и человека (сравнительная психология);

2) с общественными науками (историей, культурологией, социологией, педагогикой, политологией, религиоведением) через изучение:

– истории психологии, закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности, взаимодействия науки и социальной практики;

– обусловленности развития психики социальными и культурными факторами; проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами, межличностными и межгрупповыми отношениями (социальная психология);

– психологических проблем обучения и воспитания (педагогическая психология);

– политического сознания наций, классов, социальных групп, индивидов (политическая психология);

– религиозного сознания, механизмов воздействия на психику в религиозных группах и культах (психология религии);

3) с техническими науками через изучение:

– систем «человек-техника» (инженерная психология);

– профессиональной пригодности операторов (психология труда);

– проблем проектирования объектов, учитывающих возможности и удобство человека (эргономика);

– влияние взаимодействия с техникой на психику человека (психология компьютеризации).

Рекомендуемая литература

Введение в психологию/Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. С. 70–87.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. С. 9–21.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992. С. 101–128.

Климов Е.А. Основы психологии. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С. 5–68, 95–116.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. С. 8–15, 91–108.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. С. 9–42.

 


Лекция 2

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Цель лекции: рассмотреть особенности становления психологии как науки; показать различия представлений о предмете психологии в различных психологических школах и направлениях.

План лекции

1. Этапы становления психологии как науки.

2. Направления психологии: предмет и методы исследования.

3. Основные характеристики бихевиоризма.

4. Основные характеристики психоанализа.

5. Основные характеристики гештальтпсихологии.

6. Основные характеристики гуманистической психологии.

7. Когнитивный подход и его особенности.

8. Отечественная психология (деятельностный подход).

9. Тенденции развития современной психологии.

Этапы становления психологии как науки

На сегодняшний день существует несколько взглядов на проблему «этапности» развития психологии. Отечественный психолог М.С. Роговин [87] утверждал, что можно выделить три этапа в становлении психологии как науки: этапы донаучной психологии, философской психологии и научной психологии.

1. Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и взаимного общения людей. Источником знаний о психике в донаучной психологии выступают:

личный опыт (житейские обобщения, возникающие в результате наблюдения за другими людьми и самим собой);

общественный опыт (представления, обычаи, традиции, которые передаются от поколения к поколению).

По мнению М.С. Роговина, донаучное психологическое знание несистематизировано, поэтому верные представления сосуществовали с ошибочными представлениями и предрассудками. К донаучной психологии относятся те знания, которые накапливались с момента возникновения человеческого общества. Представления самых первых людей о психике заключались в том, что в теле человека заключено другое существо («душа», «тень»), занятое расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу» наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах.

Немного позже древние цивилизации придумали себе богов и богинь; те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил [38, 84]. Таким образом, человек приписывал свои мысли и желания прежде всего внешним силам.

2. Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике выводятся из общих философских принципов либо являются результатом рассуждений по аналогии. М.С. Роговин отмечал, что философское знание о психике упорядочено в соответствии с какими-либо исходными принципами. На уровне философской психологии понятие души подвергается анализу с последующим объяснением и объединением на основе идеалистических или материалистических принципов. Таким образом, характерным для этого этапа является стремление установить общие законы, которым подчиняется душа.

Философская психология возникает приблизительно в VII–VI вв. до н.э. и длится до середины XIX в. Первые греческие философы сознавали, что представление о мире, привлекающее богов и богинь, чтобы объяснить поведение людей, основано на мифах. Тем не менее они все еще были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был, по их мнению, чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Например, согласно представлению Платона, дух, или «душа», обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в «мир идей».

Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Согласно теории Аристотеля, душа, или «психе», – это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств.

Позже (XVI–XVII вв.), Декарт создал теорию, объяснявшую поведение на основе механистической модели. Представления Декарта о функционировании организма и реализации различных поведенческих актов послужили отправной точкой для развития современной психологии. На развитие психологии повлияли также идеи Р. Геккеля (XVI в.), Х. Вольфа, Д. Локка (XVII–XVIII в.в.), Кондильяка (XVIII в.), И. Канта (XVIII в.) и других ученых [144].

3. Научная психология возникает во второй половине XIX в., становится самостоятельной научной дисциплиной, обретает свой предмет изучения, использует специальные методы, что позволяет опираться в теоретических построениях на эмпирическую (экспериментальную) основу. Выделением в самостоятельную научную дисциплину психология обязана немецкому физиологу и философу Вильгельму Вундту.

В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельмом Вундтом была основана первая психологическая лаборатория для экспериментального исследования психических явлений. Таким образом, В. Вундт, разработав программу экспериментальной психологии, положил начало структуралистскому подходу. В рамках этого подхода изучались содержание и структура сознания на научной основе. Была предпринята попытка «разложить» сознание на простейшие структуры (психические элементы) и дать как можно более детальное описание этих элементов.

Для достижения этой цели применялся метод экспериментальной интроспекции (самонаблюдение), состоящий в том, что испытуемого, прошедшего предварительную подготовку, просят описать, что он чувствует, оказавшись в той или иной ситуации.

Начиная с 1881 года, в США Уильям Джеймс, его сотрудники и последователи подошли к изучению сознания с совершенно других позиций. С их точки зрения, проблема заключается не в том, чтобы узнать, из чего построено сознание, а в том, чтобы понять его функцию и его роль в выживании индивидуума. Они выдвинули гипотезу, согласно которой роль сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность приспосабливаться к различным ситуациям. Таким образом, представители функционалистского подхода, стремятся понять, как устанавливаются эти новые способы адаптации. В экспериментальных исследованиях они также используют метод интроспекции, который позволяет им узнавать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается [87].

И структуралисты, и функционалисты, опираясь только на метод интроспекции, уходили от объективности результатов, таким образом, в психологии возникает тенденция, в соответствии с которой научное исследование должно полагаться только на объективное описание. С зарождением в США бихевиоризма наука о функциях сознания окончательно уступила место науке о поведении.

За это время в Европе появились и другие направления, тоже оказавшие, каждое по-своему, влияние на развитие психологии в нашем веке.

Все возникшие направления в психологии можно представить в таблице [4].

Направления психологии: предмет и методы исследования

Направление психологии Предмет исследования Основной метод
Бихевиоризм поведение наблюдение, эксперимент
Психоанализ (психо­динамический подход) бессознательное психоанализ
Гештальтпсихология целостные структуры психики (восприятие) эксперимент
Гуманистическая психология личность, индивидуальность методы практической психологии
Когнитивная психология познавательные структуры эксперимент
Отечественная психология (деятельностный подход) психика наблюдение, экспери­мент (формирующий)

Основные характеристики бихевиоризма

Бихевиоризм возник в начале ХХ в. как объективная психология, противопоставляемая структурализму и функционализму (интроспективной психологии). Основателем этого направления стал Джон Уотсон. В основе своей теории он использовал учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Основные положения бихевиоризма следующие [4, 87].

1. Предметом изучения не может стать переживание (т.к. объективно его нельзя изучить), а должно стать поведение.

2. Внешняя и внутренняя активность характеризуется понятием «реакция» – это те изменения организма, которые могут быть зафиксированы объективными методами (движения, какая-либо деятельность).

3. Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R). Схема S®R означает, что характер реакций определяется стимулом.

4. Обучение происходит следующим образом: мышечная реакция в результате повторений связывается с определенным стимулом, который в дальнейшем начинает ее вызывать. Законы научения универсальны, поэтому эта схема распространима и на человека, и на животных.

5. Психическое развитие сводится к учению, т.е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие зависит в основном от социального окружения ребенка, от условий жизни, т. е. от стимулов, поставляемых средой.

Основные достоинства бихевиоризма заключаются в том, что:

– стал использоваться объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, явлений, событий;

– расширен класс исследуемых объектов, интенсивно изучалось поведение младенцев, детей, животных и т.д.;

– значительно продвинулись исследования в области изучения человеческой деятельности, по проблемам научения, образования, формирования навыков.

Однако недостатком бихевиоризма можно считать недоучет сложности психической деятельности, игнорирование процессов сознания, а также излишнее сближение психики животных и человека [4].

Основные характеристики психоанализа

Психоаналитическое направление в психологии возникло на рубеже XIX–XX в.в. Его основателем стал Зигмунд Фрейд – австрий­ский психолог и психиатр. Основные проблемы, изучаемые З. Фрейдом: проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, неврозы, методы изучения личности и т.д.

Основные положения психоанализа (по З. Фрейду) следующие [4, 87].

1. Психическая жизнь протекает на трех уровнях: сознательном («Я» или Эго), предсознательном (Сверх «Я» или Супер-Эго), бессознательном (Оно или Ид).

2. Область бессознательного самая обширная и мощная, она содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения. Инстинкты делятся на две большие группы:

инстинкты жизни, которые направлены на сохранение и выживание особи и включают в себя голод, жажду, сексуальные влечения и т.п.;

инстинкты смерти – деструктивные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь индивида (мазохизм, самоубийство), так и вовне (ненависть, агрессия).

3. Область сознательного стремится выполнять инстинктивные «требования» Ид на основе принципа реальности; человек всегда может осознать свое Я, хотя это может быть для него и нелегким делом.

4. Супер-Эго представляет собой влияние родителей и общественной морали. Эта структура формируется в процессе жизни ребенка при идентификации с близким взрослым своего пола. В содержание Супер-Эго входят совесть, самонаблюдение и идеалы. Эта структура стоит на страже соблюдения норм и правил, принятых в обществе.

5. Эго является ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому не существует четкой грани между нормой и патологией.

6. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. К защитным механизмам относятся: рационализация, вытеснение, забывание, проекция, регрессия, сублимация и т.п.

Достоинства психоаналитического направления заключаются в том, что предметом психологии стало изучение механизма бессознательного, сознание рассматривалось как часть мотивированной психической жизни. Особое внимание было уделено роли раннего детства в развитии личности, разработаны методы психотерапевтической помощи.

Однако недостатком этого направления является чрезмерное преувеличение роли сексуальных влечений и бессознательного в поведении человека, а также произвольность в толковании проявлений бессознательного.

Основные характеристики гештальтпсихологии

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – форма, структура) возникла в начале ХХ в. в Германии. Основателями стала группа ученых, в которую входили Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.

Основные положения гештальтпсихологии следующие [4, 87].

1. Исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры. Гештальт представляет собой специфическую организацию частей, целое, которое нельзя изменить без его разрушения: свойства целого определяются самим целым.

2. Главный объяснительный принцип в психологии – целост­ность психологических структур и психических образований.

3. Методы исследования – феноменологическое описание содержания восприятия и переживания, выявление в сознании образных структур или целостностей; эксперимент.

4. Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, зависит его поведение и понимание ситуаций.

5. Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.

6. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Этот процесс называется «переструктурированием гештальта» или «инсайтом», т.е. озарением.

Достоинства гештальтпсихологии [4] состоят в том, что:

– впервые стали разрабатываться проблемы восприятия, памяти, мышления;

– в исследовании восприятия был выявлен ряд законов гештальта: «фигуры и фона», константности, принцип «хорошей формы»;

– исследования мышления выявили феномен инсайта как мгновенного охватывания, усмотрения целостной структуры ситуации.

 

Основные характеристики гуманистической психологии

Гуманистическая психология сформировалось в середине ХХ в. как направление, альтернативное бихевиоризму и психоанализу. Центром этого направления стали США, а представителями – Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт.

Основные положения гуманистической психологии следующие [4, 87].

1. Человек – это уникальная целостность, открытая миру и способная к совершенствованию.

2. Целостность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. Поэтому предметом изучения должны быть цели, смыслы, самоотношение, самовосприятие личности.

3. Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем необходимо изучать здоровых, творческих индивидов, обладающих огромными внутренними ресурсами.

4. Человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию, реализации. Следовательно, самое главное – «актуализация человеческого потенциала».

5. Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Самоактуализация – наиболее полное раскрытие способностей и реализация потенциала человека.

6. Человек – активное, творческое существо. Он свободен в выборе своей жизни и несет ответственность за этот выбор. Жизнь – это единый процесс становления и бытия человека.

7. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые называются – чертами. Эти потребности или черты личности, делятся на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личности.

К достоинствам гуманистической психологии относится исследование человека как уникальной, целостной личности, что предполагает индивидуальный подход при изучении каждого человека. Важным является и тот факт, что каждый человек может и должен развиваться и самоактуализироваться, так как он не является жертвой обстоятельств, приобретенных навыков (бихевиоризм) и переживаний детства (психоанализ). Недостатком гуманистической психологии является ее «уход» от экспериментальных методов, доказывающих состоятельность этой теории.

Когнитивный подход и его особенности

Когнитивная психология (от лат. Cognoscere – знать) возникла в середине ХХ в. как противопоставление бихевиоризму. Основателями этого направления можно считать Джорджа Миллера и Ульрика Найссера. Основная идея заключается в том, что человек не просто машина, бездумно и механически реагирующая на внутренние факторы и на события внешнего мира. Представители когнитивного подхода стремятся понять, каким образом человек расшифровывает информацию о реальной действительности и организует ее, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы [4, 38].

Ключевые моменты когнитивного подхода [139] следующие.

1. Изучается то, как приобретаются, преобразуются, хранятся и воспроизводятся знания, и то, как эти знания направляют внимание человека.

2. Когнитивная психология опирается на результаты экспериментальных и теоретических исследований в области восприятия, внимания, памяти, распознавания образа, языка, мышления, интеллекта и т.п.

3. Модель обработки информации предполагает, что информация при обработке проходит несколько этапов, на каждом из которых выполняется особая функция.

4. Когнитивные модели основаны на наблюдениях и описывают структуру и процессы познания.

Существенным недостатком этого подхода можно считать переоценку роли и значения когнитивных факторов в ущерб другим факторам, таким, как мотивация и эмоции.

Отечественная психология (деятельностный подход)

Методологические основы отечественной психологии закладывались в 1920–1930 г.г. в русле материализма (в соответствии с тезисом «бытие определяет сознание»). Среди основателей отечественной психологической науки можно выделить таких ученых, как М.Ю. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., в работах которых оформились основные положения психологии. Основное понятие, вводимое отечественными психологами – «деятель­ность». Деятельность – активный, целенаправленный процесс, ее инициирует не стимул, а субъект. Основные положения отечественных исследований [87]:

1. М.Ю. Басов предложил считать деятельность особой структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов, связи между которыми регулируются задачей. Структура может быть устойчивой, стабильной (например, когда ребенок овладел каким-то навыком). Но она может также каждый раз создаваться заново (например, когда задача, которую решает ребенок, требует от него изобретательности). В любом случае деятельность является субъективной.

2. В работах С.Л. Рубинштейна был сформулирован принцип «единства сознания и деятельности», что стало основой для опосредствованного исследования психики. Таким образом, основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется сам.

3. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.

Тенденции развития современной психологии [4]

1. Постепенно стираются границы между школами и направлениями, возникают теории, интегрирующие несколько концепций.

2. Психология приобретает в основном «практический характер».

3. Расширяется и обогащается понятийный и методологический аппарат психологии за счет контактирующих наук (например, кибернетики).

Рекомендуемая литература

Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2002.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. – М.: Мир, 1992. С. 37–175.

Общая психология / Под ред. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002.

Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.

Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ в. – М.: Академия, 1997.


Лекция 3

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цель лекции: раскрыть специфику применения научных методов в психологии; рассмотреть основные методы психологических исследований.

План лекции

1. Особенности научного изучения психики.

2. Классификация методов психологических исследований.

3. Характеристика эмпирических методов психологических исследований.

3.1. Наблюдение.

3.2. Опрос.

3.3. Тестирование.

3.4. Анализ продуктов деятельности.

3.5. Эксперимент.

Особенности научного изучения психики

Методы научного исследования – это разнообразные способы познания действительности, признанные научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя.

Общенаучные методы приобретают в рамках психологии некоторую специфику. Она определяется объектом (человек) и предметом (психика, поведение и их взаимосвязь) психологии.

1. Психика – объект нематериальный. Ее невозможно непосредственно исследовать традиционными естественно-научными методами, ее изучают косвенно – по признакам поведения, вегетативным реакциям (покраснение, побледнение, слезы и т.п.), результатам деятельности и т.д.

2. Существует возможность искажения естественного хода психических процессов и психологических фактов, связанная с самим исследованием [36, 46, 60]:

– в процессе самонаблюдения психика изучается с помощью самой психики. Изучение собственного сознания или рефлексия эмоциональных переживаний, как правило, искажают или даже прерывают наблюдаемые явления [36, с. 40–46];

– поведение людей в присутствии посторонних наблюдателей может потерять свою естественность. Наиболее известные подобные поведенческие проявления – «эффект плацебо» (проявление механизмов внушения и самовнушения), «эффект Хотторна» (испытуемые ведут себя так, как ожидают от них экспериментаторы), «эффект аудитории» (в присутствии зрителей результаты испытуемых улучшаются, если они делают то, что хорошо умеют, и ухудшаются при выполнении неосвоенной деятельности).

3. Поскольку объектом исследования является человек или группа людей, то необходимо согласовывать исследовательские действия с моральными нормами общества и желаниями самого испытуемого.

4. Видимая простота средств, используемых психологами – об­манчива. Деятельность квалифицированного психолога предполагает наличие у него комплекса как внешних, так и сложных внутренних средств деятельности (усвоенные стереотипы действий, профессиональные правила и принципы, способности к установлению и контактов и т.д.).

Классификация методов психологических исследований

В психологии существует множество классификаций методов исследований, которые отвечают частным научным и практическим задачам. Такое положение вызвано различными причинами, в том числе и сложностью, многомерностью предмета исследования.

1. По особенностям взаимодействия субъекта (исследователя) и объекта исследования в психологии выделяют [46]:

1) эмпирические – методы, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результат применения эмпирических методов – данные, отражающие характеристики объекта;

2) теоретические – методы, используя которые субъект взаимодействует с мысленной моделью предмета исследования (такие методы, как дедукция, индукция, моделирование). Результат применения – знания о предмете в естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической форме;

3) интерпретация и описание – методы первичной обработки, анализа данных эмпирического исследования на предмет соответствия гипотез исследования результатам. Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость, оправдание или опровержение гипотезы.

Классификации эмпирических методов.

2. По организационному признаку [6]:

1) сравнительные методы – сопоставление различных групп испытуемых, выделяемых в соответствии с каким-либо признаком (возрастом, полом, ступенью обучения, профессией и т.д.);

2) лонгитьюдные методы – обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени;

3) комплексные – сам объект и все многообразие направленных на него воздействий рассматриваются в единстве, как сложное системное образование.

3. По степени «объективности – субъективности»:

1) субъективный метод – интроспекция (самонаблюдение).

2) методы, обладающие и субъективными, и объективными признаками – реально проводимый эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности.

3) объективные методы – психофизиологические методы, регистрирующие с помощью приборов показатели функционального состояния человека (кожное сопротивление, электрическую активность головного мозга и т.п.), диагностирующие элементарные психические функции (психомоторную координацию и т.п.) и свойства нервной системы.