Изменение реактивной и активной мощностей
Предположим, что при включении на параллельную работу условия синхронизации возбужденного генератора были соблюдены в точности, т.е. UГ=UC или.E=UC. Тогда, согласно равенству (1), I=0, т. е. машина не примет на себя никакой нагрузки (рис. 7,а).
Рис. 7. Упрощенные векторные диаграммы неявнополюсного генератора, работающего параллельно с сетью при холостом ходе
Предположим теперь, что ток возбуждения после синхронизации был увеличен и поэтому E>UC. Тогда возникает ток I [см. равенство (1)], отстающий от DU, а также от E и U на 900 (рис 7,б). Машина, таким образом, будет отдавать в сеть чисто индуктивный, ток и реактивную мощность. Если ток возбуждения уменьшить, так что E<UC , то ток I также будет отставать от DU на 900 , но будет опережать E и U на 900, т. е. машина будет отдавать в сеть емкостный ток и потреблять из сети реактивную мощность (рис 7,в).
Таким образом, изменение тока возбуждения синхронной машины вызовет в ней только реактивные токи или изменение реактивного тока и реактивной мощности. При E>UC синхронная машина называется перевозбужденной, а при E<UC - недовозбужденной. При равенстве активной мощности нулю перевозбужденная синхронная машина по отношению к сети эквивалентна емкости, а недовозбужденная - индуктивности.
Рис. 8. Векторные диаграммы синхронного генератора при параллельной работе его с сетью
Изменение тока возбуждения не вызывает появления активной нагрузки или ее изменения.
Чтобы включенная на параллельную работу машина приняла на себя активную нагрузку и работала в режиме генератора, необходимо увеличить движущий механический вращающий момент на валу, увеличив, например, поступление воды или пара в турбину.
Тогда ротор машины начнет вращаться быстрее, и вектор E несколько сдвинется в сторону вращения векторов UC (рис. 8,а). За счет такого сдвига в цепи появится напряжение DU=E-UC , которое создаст ток I , отстающий, как и ранее от DU на 900.
А от Е0 на угол ψ<90°, и электромагнитная мощность
,
т.е. машина в этом случае будет работать генератором и создавать тормозной момент, направленный против вращения. Под действием этого момента скорость замедлится и опять станет синхронной.
Если ротор замедлит скорость, то согласно рис. 8,б также появится ток I. Угол ψ>90° и электромагнитная мощность
.
В этом случае машина будет работать двигателем, ускоряя ротор до синхронной скорости.
Весьма важно отметить, что при изменении движущего или тормозного механического момента на валу синхронная машина обладает свойствами саморегулирования и способностью до известных пределов сохранять синхронизм с сетью, т.е. синхронное вращение с другими синхронными машинами, приключенными к этой сети.