Культ прекрасной дамы и его выражение в поэзии провансальских трубадуров. Основные жанры, анализ творчества.

 

Совершенствуется поэтический язык, исчезают грубые выражения. Язык обогащался за счет введения абстрактных терминов. Наиболее яркой становится поэзия провансальских трубадуров. Прованс – юг Франции, где возникает поэтическая школа. Трубадуры (от фр.гл. тробар – находить). Создан культ Прекрасной Дамы, в качестве которой выступала жена синьора. Она обладала огромной властью и следила за замком. Поклонение Прекрасной даме – своеобразная наука. Культ прекрасной дамы накладывается на служение богоматери.

Куртуазная любовь это служение и тайное чувство, платоническая любовь, страдания.

Жанры:

1) Кансона – (любовная песня) любовное стихотворение, состоящее из нескольких симметричных строк и заканчивающихся короткой строфой, посылкой, где дается напутствие.

2) Альбы (рассвет) – утрення песня, которую исполняет оруженосец или спутник рыцаря.

3) Серена (вечер) – ночная песня;

4) Пасторелла – написана в буколическом стиле, герой персонифицирован в странствующем рыцаре (рыцарь + пастушка);

5) Сирвента – стихотворение на какую-нибудь политическую, реже личную, обычно полемическое по тону. Поэт защищает свое мнение;

6) Тенсона (прение) – спор между двумя поэтами на какую-нибудь моральную, литературную или др. темы. Поэты проводят диалог, поочередно высказывая по строфе. Спор восходит к фольклорной традиции спора зимы и лета. Он посвящен проблемам творчества.

7) Плач – печальная песня, написанная на смерть синьора или близких.

8) Баллада – танцевальная песня. Исполнялась на народных гуляниях, передает ритм танца. Позже их стали называть лиро-эпическое произведение с эпическим сюжетом.

8) Романс – песня на романском языке. Стихотворение любого содержания, предназначенное для пения.

 

Бернарт де Вентадорн – выходец из низов, замковый слуга, воспитанный виконтом де Вентадорн. Воспел сначала жену своего синьора, а затем Элеонору Аквитанскую – королеву Англии, на службе которой о некоторое время состоял. По задушевной мелодичности стихов, по изящности выражения чувств он принадлежал к самым выдающимся трубадурам. Вся его поэзия проникнута любовной темой. «Тот мертв, - заявляет он, - кто не чувствует в своем сердце нежного вкуса любви. К чему жить без любви, если не для того только, чтобы не докучать другим». Он говорит о себе: «Когда придет весна и начинают петь птицы, я, у которого в сердце радости больше, чем у них должен конечно петь, ибо все мои дни лишь одна радость и песня и я не помышляю ни о чем другом». В другой кансоне он говорит: «Поэзия имеет для меня цену лишь тогда, когда она исходит из глубины сердца , но это возможно только если в сердце царит истинная любовь. Вот почему мои песни лучше всех других песен, ибо любовь заполняет все мое существо- рот, глаза сердце и чувства».