Оценка системы внутреннего контроля

Целенаправленная деятельность по повышению качества аудиторских услуг рассматривается в исследовании как управление качеством аудиторских услуг. Обеспечение качества аудиторских услуг представляет составную часть управления качеством аудиторских услуг, которое выполняется как в рамках управления качеством, так и автономно.

Система обеспечения качества аудиторских услуг рассматривается как органическое сочетание и реализация совокупности элементов регулирования аудиторской деятельности — системы аудиторских стандартов, внешнего и внутреннего контроля качества, аттестации и повышения квалификации аудиторов, лицензирования деятельности, нормативно-правового регулирования — для нормального функционирования рынка аудиторских услуг.

Система управления качеством аудиторских услуг рассматривается как постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях управления на факторы определяющие качество аудиторских услуг и условия обеспечения качества аудиторских услуг, обеспечение постоянного повышения качества аудиторских услуг в соответствии с потребностями рынка.

Управление качеством аудиторских услуг опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, субъект, цели, политика, стратегия и тактика в области качества, функции, принципы, вид и тип критериев, методы и средства, оценка.

Субъектом управления выступают управляющие органы всех уровней и ответственные лица, призванные обеспечить достижение планируемого состояния и уровень качества аудиторских услуг.

Методы и средства управления представляют способы, которыми органы управления всех уровней воздействуют на элементы регулирования аудиторской деятельности, обеспечение достижения и поддержание планируемого состояния и уровня качества аудиторских услуг.

Управление качеством аудиторских услуг рассматривается как сложная организационно-экономическая система, действующая в определенных экономических и правовых условиях. Механизм управления качеством аудиторских услуг отражает систему и элементы регулирования аудиторской деятельности.

Управление качеством аудиторских услуг отражает влияние на формирование качества аудиторских услуг подразделений, находящихся наразных уровнях управления (федеральном, региональном, уровне профессиональных аудиторских объединений, корпоративном уровне) как в период создания, так и в период потребления аудиторских услуг.

Система управления качеством в аудиторской организации строится и охватывает все процессы, которые необходимы для обеспечения эффективности аудиторской деятельности, начиная от маркетинга аудиторских услуг до их предоставления, а также включает анализ качества услуг потребителям, т.е. рассматриваются все стадии жизненного цикла аудиторской услуги — «петля качества»аудиторской услуги.

Таким образом,внутрифирменная система управления качеством аудиторских услуг представляет способ организации эффективного взаимодействия управляющих и исполнительных подразделений аудиторской организации и отдельных лиц, участвующих в создании аудиторских услуг и реализации их на рынке, с целью придания им свойств, обеспечивающих удовлетворение потребностей рынка, при минимальных затратах.

Для обеспечения высокого качества аудиторской деятельности должен осуществляться ее предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль выполняется на стадии аттестации и лицензирования аудиторов и аудиторских организаций.

Текущий контроль осуществляется по двум направлениям:

контроль отдельных аудиторских проверок и общий контроль качества аудита.

Контроль отдельных аудиторских проверок предполагает обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; текущий контроль их работы, знание наиболее проблемных вопросов бухгалтерского учета аудируемых лиц; проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения целей аудита.

Общий контроль качества аудита базируется на личных качествах аудитора (честность, объективность, независимость, конфиденциальность, компетентность); обоснованном распределении работы между членами группы аудиторов; надзоре за работой аудиторов по соблюдению стандартов качества; контроле за эффективностью политики процедур контроля качества.

Контроль аудиторской организации за работой аудиторов осуществляется посредством обсуждения и проверки обоснованности программы проведения проверки и посредством строгого соблюдения организационно-этических принципов аудита и с помощью проведения выборочной перепроверки достоверности отдельных показателей отчетности у аудируемого лица другим аудитором после выдачи заключения основным аудитором. Контроль необходим на всех этапах деятельности аудиторской организации.

Последующий контроль за качеством работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в соответствии с законодательством возложен на уполномоченный федеральный орган. Он может осуществлять проверки качества работы аудиторов, как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.