Международные и российские стандарты аудиторской деятельности.

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

— аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;

— аудитор должен быть независим от клиента;

— аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;

— аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

1. Основные постулаты — это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

2. Общие стандарты — это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

3. Рабочие стандарты — правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

— первая группа стандартов — это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;

— вторая группа — это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;

— к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;

— четвертая группа стандартов — это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

— первая группа — законодательные акты государства;

— вторая группа — аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА).

Закон ПСАД — это качественно разные группы нормативных документов. Создание и унификация отечественных ПСАД велись на основе международных аудиторских стандартов. Они были вызваны насущной необходимостью дополнить существующие в стране нормы важными аспектами, уже известными из мировой теории аудита.

При разработке организации и регламента работы Совета в Положении о нем, утвержденном Комиссией, наряду с другими секциями, была предусмотрена и постоянно действующая секция стандартизации аудиторской деятельности.

Мировая практика показала, что контроль, осуществляемый профессиональными аудиторскими объединениями за качеством аудиторских услуг, оказываемых их членами, достаточно эффективен.

В таком случае одни профессионалы оценивают работу других профессионалов (в западном аудите это называется «проверка равным»).

Согласно ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

— федеральные стандарты аудиторской деятельности;

— внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

— внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Стандарты аудиторской деятельности — это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты — это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению. В таблице 1.6 приведено соответствие МСА и российских стандартов аудита.

Таблице 1.6 Соответствие МСА и российских стандартов аудита

Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Кодексы этики отдельных профессиональных объединений бухгалтеров и/или аудиторов
Глоссарий терминов Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности
Нет аналогов (МСА (ISA) 120 Международные основные принципы заданий, обеспечивающих уверенность - отменен) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ
Стандарты аудита
МСА (ISA) 200 Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными Стандартами Аудита ФПСАД 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 210 Согласование условий соглашений по аудиту ФПСАД 12 Согласование условий проведения аудита
Продолжение таблицы 1.6
Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
МСА (ISA) 220 Контроль качества аудита финансовой отчетности ФПСАД 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту
МСА (ISA) 230 Аудиторская документация ФПСАД 2 Документирование аудита
МСА (ISA) 240 Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности ФПСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита
МСА (ISA) 250 Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности ФПСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита
МСА (ISA) 260 Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями ФПСАД 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
МСА (ISA) 265 Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиями Нет аналогов
МСА (ISA) 300 Планирование аудита финансовой отчетности ФПСАД 3 Планирование аудита
МСА (ISA) 315 Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды ФПСАД 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среда, в которой она осуществляется и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 320 Существенность в планировании и проведении аудита ФПСАД 4 Существенность в аудите
МСА (ISA) 330 Действия аудитора в отношении оцененных рисков Нет аналогов
МСА (ISA) 402 Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций ФПСАД 25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
МСА (ISA) 450 Оценка искажений, выявленных в ходе аудита Нет аналогов
МСА (ISA) 500 Аудиторские доказательства ФПСАД 5 Аудиторские доказательства
МСА (ISA) 501 Аудиторские доказательства – особое рассмотрение отдельных статей ФПСАД 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
МСА (ISA) 505 Внешние подтверждения ФПСАД 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
МСА (ISA) 510 Первичные соглашения по аудиту – начальные сальдо ФПСАД 19 Особенности первой проверки аудируемого лица
МСА (ISA) 520 Аналитические процедуры ФПСАД 20 Аналитические процедуры
МСА (ISA) 530 Аудиторская выборка ФПСАД 16 Аудиторская выборка
МСА (ISA) 540 Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий ФПСАД 21 Особенности аудита оценочных значений
МСА (ISA) 550 Связанные стороны ФПСАД 9 Связанные стороны
МСА (ISA) 560 Последующие события ФПСАД 10 События после отчетной даты
МСА (ISA) 570 Непрерывность деятельности ФПСАД 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
МСА (ISA) 580 Письменные представления ФПСАД 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
МСА (ISA) 600 Особые аспекты – аудит финансовой отчетности группы (включая ФПСАД 28 Использование результатов работы другого аудитора
Продолжение таблицы 1.6
Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
работу других аудиторов)  
МСА (ISA) 610 Использование работы службы внутреннего аудита ФПСАД 29 Рассмотрение работы внутреннего аудита
МСА (ISA) 620 Использование работы эксперта ФПСАД 32 Использование аудитором результатов работы эксперта
МСА (ISA) 700 Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности ФПСАД 1/2010 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и формирование мнения о ее достоверности
МСА (ISA) 705 Модификация заключения в отчете независимого аудитора ФПСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении
МСА (ISA) 706 Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитора ФПСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении
МСА (ISA) 710 Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность ФПСАД 26 Сопоставление данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 720 Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность ФПСАД 27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
МСА (ISA) 800 Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения ФПСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам
МСА (ISA) 805 Особые аспекты – аудит отдельной финансовой отчетности и определенных элементов, счетов или статей финансового отчета ФПСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной части отчетности
МСА (ISA) 810 Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности Нет аналогов
Нет аналогов ФПСАД 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
МССУ (ISRS) 4400 (бывший МСА 920) ФПСАД 30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
МССУ (ISRS) 4410 (бывший МСА 930) ФПСАД 31 Компиляция финансовой информации
Нет аналогов (бывший МСА 910) ФПСАД 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСКК (ISQC) 1 Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Нет аналогов ФПСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля