Типы маркетинга.

В передовой, отечественной и зарубежной практике выделяют 8 основных ситуаций спроса на продукцию, в котором должны соответствовать задачи и адекватный им тип маркетинга.

Таблица – Состояние и типы маркетинга.

Состояние спроса Задачи маркетинга в отношении спроса Тип маркетинга
Потенциальный Развить Развивающий
Негативный Создать Конверсионный
Отсутствие Стимулировать Стимулирующий
Снижающийся Повысить Ремаркетинг
Колеблящийся Сбалансировать Синхромаркетинг
Полный Поддержать Поддерживающий
Чрезмерный Снизить Демаркетинг
Иррациональный Ликвидировать Контрмаркетинг

 

Развивающий маркетинг – процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый, завершающийся появлением на рынке нового товара. Предприятие, представившее на рынок новое изделие, превосходящее уже имеющиеся по своим потребительным (ценовым и др.) характеристикам имеет возможность в течении определенного времени продавать товары по максимально приемлемым ценам, занимать монопольное положение и расширять сегмент данного рынка. Проводя политику максимально высокой политики, которая возможна при производстве принципиально новых видов продукции реально обеспечивает норму прибыли, значительно превышающую среднюю отраслевую. Задача маркетинга в отношении спроса – развивать.

Конверсионный маркетинг. Направлен на преодоление негативного спроса, характеризующегося тем, что все или большинство сегментов рынка отвергают товар. Цель данного типа маркетинга - формирование позитивного спроса, который не только через призывы разного рода рекламы, но в основном через производства конкурентоспобоной продукции создается с учетом платежеспособного спроса разных социальных слоев населения. Задача данного типа маркетинга – создать позитивный спрос.

Стимулирующий маркетинг. Применяется в условиях полного отсутствия спроса на товар с целью его оживления. Отсутствие спроса возможно по различным причинам, например: утраты товаром полезности с точки зрения потребителей, слабая подготовленность рынка к появлению нового товара и т.д. В этих и других случаях задача стимулирующего маркетинга – через рекламу убедить потребителя в полезности произведенного товара и отыскать в нем новую потребительную ценность. Если это не удается, следует переходить к производству новых, более совершенных товаров.

Ремаркетинг – это процесс повышения спроса. Для данного вида маркетинга характерна политика снижения цены. Как правило, в период снижения спроса, усиливается конкуренция между мероприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. Поэтому ряд из них вынуждены снижать цену и привлекать таким образом потребителя. Одной из мер оживления спроса является проведением комплексных продаж при существенном снижении цены на центральную часть товара.

Синхромаркетинг решает задачу регулирования колеблющегося спроса и сглаживания колебаний. Зачастую колебания спроса имеют синхронный или временный характер. В этом случае производители новой потребительной стоимости должны это учитывать и быть готовыми к поставке товара широкого ассортимента в нужное время и нужному потребителю.

Поддерживающий маркетинг применяется в случаях, когда уровень и структура спроса на товары полностью соответствует уровню и структуре предложения. Поэтому, одной из главных задач поддерживающего маркетинга является осуществление постоянного мониторинга соответвия спроса и предложения и своевременное выявление тех факторов, которые могут негативно повлиять или изменить ситуацию на рынке, например, появление конкурентов или новых более совершенных потребительных свойств товара.

Демаркетинг применяется в случаях, когда чрезмерный спрос не может быть удовлетворен по веским причинам, например, дефицит определенных видов товара. В этом случае, как правило, повышаются цены и прекращается стимулирование продаж. Данный тип маркетинга следует рассматривать как исключение, т.к. спрос на товары должен своевременно удовлетворяться, что является гарантией стабильной финансовой работы предприятия и благоприятной социальной обстановки на данной территории и государства в целом.

Контрмаркетинг направлен на ликвидацию иррационального спроса на социально опасные товары, т.е. товары, представляющие опасность для здоровья людей, интересах и благополучия общества. Применение обозначенных типов маркетинга следует рассматривать как один из способов эффективного управления маркетинговой деятельности на предприятиях, в отраслях, регионах и государстве в целом.