Системы автоматической телефонной связи

Автоматическая телефонная станция (АТС) состоит из автома­тической коммутаци-

онной системы, источников питания и вспо­могательных устройств. С помощью источни-

ков питания постоянного тока обеспечиваются все элементы АТС электроэнергией необходимого качества.

Вспомо­гательные устройства предназна­чены для контроля и переключе­ния источ-

ников питания и эле­ментов коммутационной системы в процессе эксплуатации АТС.

Основой АТС и самой сложной ее частью является коммутацион­ная система, об-

щая структурная схема которой показана на рис. 16.4.

 

 

Рис. 16.4. Структурная схема АТС: ТА1…ТАN – телефонные аппараты; АК1…АКN – абонентские комплекты; КУ – коммутационное устройство; ШК1…ШКN –

шнуровые комплекты; КСЛ – комплект соединительных линий; СВУ – сигнально-вызыв-

ное устройство; ОУУ – общее устройство управления

 

Каждый телефонный аппарат ТА и абонентская линия связи АЛ подключены в АТС к своему абонентскому комплекту АК, а через него - к своим контактам коммутаци-

онного устройства КУ.

Каждая соединительная линия связи СЛ с другими телефонными станциями под

ключена в АТС к своему комплекту соединительных линий КСЛ, а через него - к своим контактам коммутационного устройства.

Количество абонентских комплектов определяет мак­симальное число N абонент-

ских линий, которые могут быть под­ключены к АТС, и называется емкостью АТС.

Количество комп­лектов соединительных линий определяет число линий связи, ко-

то­рыми АТС может быть связана с другими телефонными станция­ми.

Каждый абонентский комплект вместе с подключенными к нему линией и телефон-

ным аппаратом имеет свой кодовый або­нентский номер.

Число цифр в кодовых номерах - значность номе­ров определяется емкостью судо-

вой АТС, а в городских АТС - суммарной емкостью всех АТС города.

При емкости АТС до деся­ти абонентов достаточно использовать однозначные номе

ра 0 1, 2, ..., 9; при емкости от 10 до 100 абонентов номера должны быть двузначными от 00 до 99; при емкости от 100 до 1000 необходимы трехзначные номера от 000 до 999.

Все комплекты соединительных линий и подключенные к ним линии, соединяю-

щие АТС с одной телефонной станцией, имеют, как правило, один кодовый номер, а его значность в судовых АТС на единицу меньше значности або­нентских номеров.

С помощью коммутационного устройства АТС создаются вре­менные соединения абонентских и соединительных линий с общи­ми устройствами управления ОУУ и с шну-

ровыми комплектами ШК.

С помощью каждого шнурового комплекта обеспечивается соединение между лю-

быми двумя подключенными к коммутацион­ному устройству линиями связи и создается один разговорный тракт.

Число шнуровых комплектов зависит от емкости АТС. Чем больше емкость АТС, тем равномернее распределяется во времени количество одновременных разговоров.

Поэтому в судовых АТС обычно количество шнуровых комплектов составляет:

3 - при емкости станции 10; 4 - при емкости 20; 5 - при емко­сти 40; 8 - при емкости 80.

Совокупность шнурового комп­лекта, коммутационных и управляющих приборов АТС, занятых при установлении одного телефонного соединения (тракта) между любыми двумя абонентами, называют шнуровой парой, или сокра­щенно шнуром.

Сигнально-вызывное устройство СВУ генерирует переменные напряжения 60 - 90 В при 25 Гц и 4 - 8 В при 425 - 450 Гц и производит их условную периодизацию для посылки сиг­налов от АТС к телефонным аппаратам.

Автоматическое управление соединениями обеспечивается с по­мощью абонент-

ских комплектов, общих управляющих устройств и шнуровых комплектов по кодирован-

ным командам абонентов, по­ступающим на АТС по линии связи от телефонного аппарата при снятии микротелефонной трубки и при наборе номера.

В исходном состоянии «ожидания» ко всем абонентским линиям через элемен­ты их абонентских комплектов подключен источник питания АТС, но постоянный ток по ним не протекает, так как в телефонных аппаратах последовательно со звонком включен конденсатор.

Абонент вызывает АТС снятием микротелефонной трубки, ко­гда в телефонном ап-

парате коммутируется цепь постоянного тока, а по линии и элементам абонентского комп-

лекта начинает проте­кать постоянный ток. При протекании постоянного тока в линии про-

исходит срабатывание абонентского комплекта, с помощью ко­торого замыкается цепь со-

ответствующего входа общих управля­ющих устройств и передается им таким образом ин-

формация о по­ступлении вызова от абонента.

В общих управляющих устройствах выявляется незанятый свободный шнуровой комплект и обеспечи­вается соединение его входа через коммутационное устройство с або-

нентским комплектом и линией вызывающего абонента.

Ко­гда занятые абонентом элементы АТС придут в состояние готов­ности к набору номера, тогда от сигнально-вызывного устройства через шнуровой комплект в линию вы-

зывающего абонента посыла­ется сигнал ответа АТС «Готово» — непрерывный сигнал ча-

сто­той 425 - 450 Гц.

По сигналу ответа АТС набирают кодовый номер вызываемого абонента; с помо-

щью управляющих устройств, входящих в шнуро­вой комплект или в общие управляющие устройства, воспринима­ется информация, через коммутационное устройство соединяется выход шнурового комплекта с абонентским комплектом вызывае­мого абонента и произво-

дится проба его занятости.

Если вызывае­мый абонент занят другим соединением, что определяется по состоя-

нию элементов его абонентского комплекта, то вызывающему абоненту от сигнально-вызывного устройства через шнуровой комплект посылается сигнал «Занято» - частый прерывистый сигнал частотой 425 - 450 Гц.

Если же вызываемый абонент свободен, то через шнуровой комплект и коммута-

ционное устройство к линии вызываемого абонента подключается источник переменного тока напряжением 60 - 90 В частотой 25 Гц от сигнально-вызывного уст­ройства и источ-

ик питания АТС.

Поскольку трубка с телефонного аппарата вызываемого абонента не снята, то по ли

нии и соответ­ствующим элементам шнурового комплекта протекает только пе­ременный ток - идет вызов от АТС абоненту. Одновременно вы­зывающему абоненту подается сиг-

нал контроля посылки вызова.

При снятии вызываемым абонентом трубки в его телефонном аппарате отключает-

ся звонок и замыкается цепь постоянного то­ка — по цепи посылки вызова шнурового ком

плекта начинает про­текать постоянный ток.

Протекание постоянного тока по цепи вы­зова АТС воспринимает как ответ абонен-

та. При этом от линий от­ключается сигнально-вызывное устройство и подключаются эле­менты шнурового комплекта, с помощью которых обеспечивается создание и удержание через коммутационное устройство разговор­ного соединения между линиями вызывающе-

го и вызываемого або­нентов.

После окончания разговора, когда один из абонентов кладет микротелефонную трубку, в его телефонном аппарате размыкается цепь постоянного тока между проводами линии, что воспринимает­ся шнуровым комплектом как сигнал об окончании разговора - «Отбой». При этом второму абоненту от АТС посылается сигнал «Занято», предлагающий положить трубку. После отбоя все заня­тые приборы АТС возвращаются в исходное состояние «ожида­ния».

Показанная на рис. 16.4 структурная схема и описанный общий порядок установле-

ния соединений характерны для всех судо­вых АТС. Все АТС в общем случае выполняют следующие операции:

1. принимают вызовы от абонентов;

2. производят пробу занятости шнуровых комплектов и соединительных путей в

коммутационном устройстве;

3. подключают свободные шнуровые комплекты к лини­ям вызывающих абонен-

тов;

4. посылают абонентам ответ АТС о го­товности к установлению соединений;

5. принимают кодовые команды - набор номера от абонентов на установление

необходимых соединений;

6. производят пробу занято­сти соединительных путей и линий связи вызываемых

абонентов, посылают сигналы занятости или вызова и контроля прохождения вызова або-

нентам;

7. принимают сигналы ответа вызываемых абонентов, устанавли­вают и удержива-

ют разговорное соединение между абонентами;

8. принимают команды отбоя от абонентов и возвращают прибо­ры АТС в исходное состояние «ожидания».

В судовых АТС используются разные коммутационные и управ­ляющие приборы, источники питания и генераторы сигналов, разные способы управления и установления соединений.

На современных судах широко применяются электронные цифровые АТС. Они

отличаются повышенной надежностью и обеспечивают высокое качество приема-переда-

чи речи.