Приведение статических моментов к валу электродвигателя
В простых по устройству механизмах рабочий орган соединен с электродвигате
лем непосредственно ( напрямую ).
Например, в электроприводе насоса его крыльчатка закреплена непосредственно
на валу электродвигателя. В этом случае статический момент , созданный крыльчаткой насоса, равен полезному моменту на валу электродвигателя. Иначе говоря, передача энер
гии от электродвигателя к насосу происходит без потерь энергии.
В более сложных по устройству механизмах, например, лебедках, брашпилях и
т.п. используют передачи ( редукторы ). В этом случае в передаче возникают потери энер
гии, в результате чего статический момент механизма и полезный момент двигателя неодинаковы ( больше полезный момент двигателя ) .
Между тем, для того, чтобы подобрать электродвигатель под механизм, надо
предварительно рассчитать полезный момент двигателя по заранее заданным параметрам параметрам механизма и передачи.
Такой расчет полезного момента двигателя по заданным параметрам механизма
и передачи называют приведением статического момента ( механизма ) к валу электродви
гателя.
Рассмотрим такой расчёт на примере упрощенного электропривода лебёдки, состоящего из электродвигателя М, одноступенчатого редуктора Р и грузового барабана Б ( рис. 8.3 ).

Рис. 8.3. Кинематическая схема электропривода лебёдки: М – электродвигатель,
Р – редуктор, Б – грузовой барабан
Пусть предварительно заданы параметры механизма и передачи, а именно: статический момент механизма М
, а также коэффициент полезного действия передачи η и её передаточное число ί.
Далее рассуждаем так.
Мощность на валу электродвигателя
Р
= ω
* М
( 1 )
Мощность на валу механизма
Р
= ω
* М
( 2 )
Мощности Р
и Р
связаны через коэффициент полезного действия передачи:
η = Р
/ Р
( 3 )
Подставим в формулу ( 3 ) правые части формул ( 1 ) и ( 2 ):
η = ω
* М
/ ω
* М
( 4 )
Из формулы ( 4 ) найдем момент на валу электродвигателя
М
= (ω
* М
) / ( η* ω
) = М
/ ( η*ί ) ( 5 ),
где: ί = ω
/ ω
- передаточное число передачи ( редуктора ).
Анализ формулы приведенного момента
Момент на валу электродвигателя тем больше, чем больше статический момент М
и чем меньше кпд η и передаточное число ί передачи.