Конкурентная среда туристского предприятия

Здесь нужно провести реалистическую оценку слабых и сильных сторон конкурирующих товаров и услуг, название и расположение выпускающих фирм.

Анализ конкурентов позволяет дать четкий ответ на следующие вопросы:

1. Сколько существует фирм, предлагающих аналогичную продукцию, какой вид конкуренции присутствует на рынке.

Виды рынка зависят от количества продавцов и покупателей: один продавец и много покупателей – это монополия; несколько продавцов, много покупателей – олигополия; много продавцов, много покупателей – полиполия. В зависимости от вида рынка и рыночное (то есть конкурентное) поведение будет различным.

2. Какая часть рынка контролируется ведущими конкурирующими фирмами.

3. Какова организационная структура конкурентов и их стабильность.

4. Что является основной областью конкуренции (цена, качество, сервис и т.д.).

5. Реалистическая оценка силы и слабости конкурирующих услуг и компаний. Указать на источники, используемые для оценки того, какие услуги составляют конкуренцию и в какой степени.

Необходимо выделить три-четыре фирмы и обсудить их работу по основным категориям рынка.

Сравнительная характеристика позиций фирмы и конкурентов

(Сравнение по 5–10-балльной системе)

Область сравнения Конкурент 1 Конкурент 2 Фирма «название»
реклама      
размещение      
питание      
Дополнительные услуги      
имидж      
транспорт      
Привлекательность тура      
цена      

 

2. Виды предпринимательского поведения в туризме. Реакция конкурентов на изменение рыночного поведения компании. При исследовании рыночной конкуренции учитываются также формы предпринимательского поведения (по Шумпеттеру). Предприниматели условно делятся на инициативных (пионеров и спонтанно имитирующих) и консервативных (реагирующих под давлением и немобильных).

Предпринимательское поведение нужно в обязательном порядке учитывать, поскольку необходимо знать реакцию конкурента на появление нового товара (услуги, гостиницы, базы отдыха, нового маршрута). Конкуренты реагируют с большой степенью вероятности на изменения цен тогда, когда их число невелико, речь идет об одном и том же продукте, потребители хорошо информированы о предложении всех конкурентов. Конкуренты могут реагировать по-разному на каждое следующее изменение цен в зависимости от своих интересов. Чтобы ее предусмотреть, необходимо изучать финансовое положение фирмы-конкурента, ее текущий оборот, загрузку мощностей, доверие к ней потребителей, а также ее цели в бизнесе. Если целью конкурента является увеличение или поддержание определенной доли рынка, то вероятнее всего он последует за ценовыми изменениями фирмы-инициатора. Если же его целью является максимизация прибыли, то он будет реагировать в стратегическом плане с помощью иных средств, например, усиления рекламы или улучшения качества.