Инфраструктура рынка.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена характеризуется богатой и сложной структурой. Он представляет собой систему отдельных, взаимосвязанных рынков, которые выступают в качестве составных элементов одного «большого» рынка страны. Рынок можно классифицировать по различным критериям. По экономическому назначению объектов рыночных отношений можно выделить рынок факторов производства, а также товарный и финансовый рынки. Говоря иначе, рынок охватывает как элементы (отдельные рынки), непосредственно связанные с обеспечением самого процесса производства, так и элементы материального и денежного обращения.
Развитой рынок начинается с возможности приобретения элементов производительных сил, т.е. средств производства и рабочей силы, которые, будучи соединены между собой определенным способом, определяют характер (тип) самого производства. Поэтому рынок факторов производства включает: рынок средств производства и рынок рабочей силы.
Рынок средств производства состоит: из рынка производственных зданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения; рынка полезных ископаемых. Рынок рабочей силы является связующим звеном между подготовкой рабочей силы и ее использованием, выполняя роль механизма, обеспечивающего соответствие между спросом и предложением рабочей силы. Здесь осуществляется купля-продажа рабочей силы по равновесной цене, устраивающей как покупателей этого специфического товара, так и ее продавцов. Данную функцию, однако, рынок не может выполнять без государственного регулирования движения рабочей силы.
Товарный рынок включает в себя потребительский рынок, т.е. рынок предметов потребления и услуг, и рынок информации и интеллектуального продукта.
Потребительский рынок состоит из рынка продовольственных и непродовольственных товаров (одежды, обуви, легковых автомобилей, персональных компьютеров, различной бытовой техники и т.д.), а также из рынка жилья, зданий и сооружений непроизводственного назначения (кафе, магазины, парикмахерские, аптеки и т.д.). Потребительский рынок наряду с рынком факторов производства имеет первостепенное экономическое значение. Без развития этого рынка теряется всякий общественный смысл развития отношений обмена.
Потребительский рынок выступает в качестве связующего звена между производством товаров и их конечным, потреблением. Поскольку общественный продукт создается людьми ради удовлетворения своих потребностей, поэтому любое производство служит в конечном счете потребителю. В этом проявляется неразрывная связь между рынком факторов производства и потребительским рынком: благодаря первому создаются условия для осуществления процесса производства, а с помощью второго произведенный продукт непосредственно поступает в личное потребление населения. Если производство выступает в качестве средства для потребления, то последнее, в свою очередь, служит целью производства и условием его непрерывного развития. На потребительском рынке достигается относительное равновесие между спросом на товары и их предложением. Здесь товары окончательно покидают сферу обращения, поступая в сферу потребления.
Рынок информации и интеллектуального продукта в отличие от потребительского рынка распространяется уже на духовную сферу человеческой деятельности. Он превращает в объект купли-продажи технологию и духовные идеи, включая в себя рынок изобретений, рынок информационных услуг, рынок продуктов творческого труда (книги, кинофильмы и т.п.) и т.д.
В современных условиях происходит активное вовлечение в производственный процесс научно-технических достижений.
Рынок материально стимулирует их рождение, распространение и использование. Наука в таких условиях все больше превращается в непосредственную производительную силу. Поэтому возрастает значение рынка информации и научно-технических разработок.
Финансовый рынок обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а следовательно, и наиболее важные и перспективные отрасли производства. Он включает в себя: а) кредитный рынок; б) рынок ценных бумаг; в) валютно-денежный рынок.
Кредитный рынок - это рынок заемного капитала. С ним непосредственно связаны фактически все предприятия, когда для приобретения необходимых ресурсов им не хватает собственных денежных средств. В таком случае они обращаются на рынок за кредитом, который предоставляется на определенный срок и за пользование которым устанавливается плата в виде процента. Кредитный рынок регулирует перемещение денег из сфер экономики, в которых существует временный их излишек, в те сферы, где в них испытывается недостаток. Благодаря этому, предприятия обеспечиваются средствами, необходимыми для инвестиций (капиталовложений).
Рынок ценных бумаг - это рынок, где продаются и покупаются прежде всего доли участия в собственности предприятия (акционерного общества), т.е. это рынок собственного капитала. Основными видами ценных бумаг являются акции и облигации. Последние, однако, не дают покупателю права собственности на часть имущества предприятия (корпорации) и на участие в управлении им. Они дают лишь право на получение фиксированного дохода.
Валютно-денежный рынок - это рынок по купле-продаже иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах по свободным рыночным ценам. В качестве главных субъектов валютного рынка выступают крупные транснациональные банки, имеющие разветвленную сеть филиалов и широко применяющие современные средства связи, компьютерную технику и т.д.
На валютном рынке осуществляется широкий круг операций по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, операции по страхованию валютных расходов и т.д. Роль тех или иных валют на данном рынке определяется их местом в международных хозяйственных связях. Большая часть операций приходится на доллары США, а также на марки ФРГ, английские фунты стерлингов, японскую иену, французский и швейцарский франки.