Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показателя рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятелености (производственной, коммерческой, инвестиционной ит.д.). Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1)показатели, характеризующие окупаемость и издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показателя, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельиость продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (П) до вы платы процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции(З ):

RЗ = ПРП / ЗРП

Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукция. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию

Аналогичным образом определяется доходность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от инвестиционной деятельности (ПИД) относится к сумме инвестиционных затрат (ИЗ):

RI = ПИД / ИЗ

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (ВРП). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

RОБ = ПРП/ ВРП

 

Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всею совокупного капитала (КL).

R КL = БП / КL

Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов ( ) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:

R ОК = ПОД / ОК

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности,. выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнять способом цепной подстановки:

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень реита6ельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

 

RЗi = Пi / Зi= (Цi - Сi) / Сi

 

Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности можно осуществить способом цепной подстановки.

Аналогично расчеты делаются по каждому виду товарной продукции .

Дальше нужно установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности.

Такие расчеты производятся по каждому виду продукции (услуг), что позволяет точнее оценить работу хозяйствующего субъекта и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

Примерно таким же образом производится факторный аналаз рентабельности оборота.

Зная, из-за каких факторов изменилась прибыль и выручка от реализации продукции, можно узнать их влияние на изменение уровня рентабельности, последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данной модели на фактический отчетного периода.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости продукции:

 

RОБi = Пi/ Вi = (Цi - Сi) / Цi

Расчет их влияния производится также с помощью приёма цепной подстановки.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (Удi), себестоимости, (Сi), цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ПФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (КL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности совокупного капитала можно записать в виде следующей модели:

 

R КL = БП / КL = (ПРП +ПФР) /(В/КОБ)