ПЕРИОДИЗАЦИЯ

I. Младченческий возраст 0-1

Общение со взрослыми и предметная деятельность.

II. Раннее детство 1-3

Кризисный период; предметная деятельность, общение со

взрослыми. Важную роль играет речь. Первые признаки

самостоятельности.

III. Дошкольный возраст 3-5 (7)

Закладываются все основы развития личности. Основной вид деятельности – игра.

IV. Младший школьный возраст 6-10

6-7 лет - кризисный период. Основной вид деятельности – учебная, но в сочетании с игрой. Происходит адаптация к школе.

V. Подростковый возраст 11-14 (15)

Переход от детства к взрослости

- половое созревание.

- возраст максималистов

Субъективное состояние взрослости. «Я взрослый, нечего меня контролировать». Очень ранимы.

Референтная группа – люди, которые значимы для подростка (сверстники).

Осознание своего «Я», познание, самооценка.

VI. Юношеский возраст 15-18

Заканчивается физиологическое созревание организма, период восторга профессией, подготовление к основному виду деятельности – трудовой.

VII. Средний возраст

1 период

22-35 лет д/мужчин 21-35 (1 период) д/женщин

2 период

36-60 лет д/мужчин 36-55 д/женщин

45-47 лет – кризис среднего возраста

Основной вид деятельности – трудовой.

VIII. Пожилой возраст

56 до 74 лет - у женщин, 61 до 74 – у мужчин

IX. Старческий возраст

75 до 90 лет

X. Долгожители

старше 90 лет

ПРОЦЕСС САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Самовоспитание – целенаправленный систематический процесс, работа личности над своим духовным ростом.

Проблема самовоспитания

Занимались многие педагоги и психологи, в частности, отечественные: Рубинштейн, Ковалев, Рувинский, Гришин и др.

Рубинштейн отмечал: «Всякая эффективная воспитательная работа имеет своим внутренним условием собственную работу воспитуемого, которая завязывается в сколько-нибудь вдумчивом и чутком человеке вокруг собственных поступков и поступков других людей».

 

Переодизация по Эльхонику

В основе личности лежит развитие личностной самостоятельности. Это переодизация стала актуальной в связи с переходом на новую личностно-ориентированную модель образования.

Принципы:

  1. развитие осуществляется как развитие субъективности, самостоятельности человека;
  2. непрерывность каждой ступени;
  3. нельзя понять чей, если думать о нем только на уровне сегодня, сейчас;
  4. развитие происходит индивидуально (возрастные рамки не определяют личность человека)

I период

Период оживления – выделено 4 стадии:

1) период начинается с родового кризиса ~ 2 мес. от рождения;

2) стадия принятия новорожденности;

3) кризис новорожденности;

4) стадия младенчества (выделяются партнерские отношения с ближайшим

окружением).

II. Период одушевления

Происходит 1-й этап осознания.

  1. кризис младенчества
  2. раннее детство
  3. кризис раннего детства
  4. дошкольное детство (от 3 до 6 лет)

Партнерские отношения также устанавливаются с ближайшим окружением. Ребенку требуются игры и он чувствует себя равноправным участником.

III. Период персонализации

Относительно подростковый, юношеский возраст. Партнерами становится общество. На этом этапе человек осознает себя автором своей жизни.

  1. кризис детства
  2. отрочество от 6,5 до 11,5 лет
  3. кризис отрочества от 11 до 14 лет
  4. юность от 13 до 18 лет

Период индивидуализации

Партнером становится человечество, т.к. социум (в широком смысле слова). Человек становится ответственным за свою самостоятельность (за свою индивидуальность).

Мартин Лютер: «На том стою, не могу иначе».

1. кризис юности 17-21

2. молодость 19-28

3. кризис молодости 27-33

4. взрослость 32-42

Период универсализации

Осуществляется высшее духовное развитие, связь со сверхчеловеческим.

Партнер – космос, богословие.

Слова Апостола Павла: «Уже не я живу, а живет во мне Христос».

  1. кризис взрослости 37-45
  2. зрелость 44-60
  3. кризис зрелости 55-65
  4. старость

Движущими силами развития являются противоречия. 1, 2 этап – дошкольный период. На 3 этапе основным является чувство взрослости. На 4 – стадия противоречия. «Если не я, то кто? Если не сейчас, то когда?» На 5 – живу по закону христианства: «Не чего я хочу, а чего хочешь ты».

Древнекитайская переодизация

  1. молодость до 20 лет
  2. возраст вступления в брак до 30
  3. возрастные выполнения общественных обязанностей до 40 лет
  4. познание собственных заблуждений до 50 лет
  5. период творческой жизни до 60 лет
  6. желанный возраст от 60 до 70
  7. старость от 70 лет

 

Правильно поставленная воспитательная работа стимулирует активность самой личности, которая направлена на самосовершенствование, самореализацию.

Рувинский придавал большое значение активности самой личности в процессе самовоспитания и способности к самооценке и т.д.

 

Основные факторы, стимулирующие учащихся

к самовоспитанию

1. Способность к самооценке.

Некоторые способы определения самооценки:

а) Шкала Домбро-Рубинштейна

завышенная самооценка

 

адекватная самооценка

 

заниженная самооценка

 

б) N качества да нет иногда не знаю

Этот метод называется «Какая Я»

качества да нет иногда не знаю
хороший х      
добрый х      
умный     х  
аккуратный     х  
послушный     х  
внимательный     х  
вежливый     х  
умелый (способный)     х  
трудолюбивый х      
честный х      

 

Оценка результатов

да – 1, нет – 0, иногда, не знаю – 0,5

Выводы об уровне самооценки:

10 б. – очень высокая

8-9 б. – высокая

4-7 б. – средняя

2-3 - низкая

0-1 - очень низкая

7б. – адекватная самооценка

в) Метод «наблюдение» за поведением не бывает 100%.

г) Беседа с воспитателем, преподавателем.

2. Наличие нравственных идеалов.

3. Притязание личности на признание в коллективе.

4. Правильное педагогическое руководство.

 

Д/з: написать сочинение, кто является для Вас идеалом? Кто? и почему?

 

Способность к самооценке

Самовоспитанием ученики начинают заниматься тогда, когда они имеют ясные, четкие представления о своих действиях, когда они могут выделить у себя положительные и отрицательные черты характера. Обычно это ярко проявляется в подростковом возрасте. Основы закладываются в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте.

Проблема работы с подростами:

  1. у подростков, как правило, не адекватная самооценка, может быть

или наоборот

  1. у подростков одно понятие подменяется другим

понятие «смелость» ---

ограбить кого-то – это «смело»

встать на рельсы – это «смело»

В истории цивилизации было немало людей, которые благодаря самовоспитанию влияли на свою судьбу, изменяли ее.

Суворов (в детстве хилый и больной, занялся физ. упражнениями), стал полководцем, ни одного поражения

Островский «Как закалялась сталь» (многие годы прикован к постели)

Маресьев – летчик, о нем книга «повесть о настоящем человеке»

Вывод: для того, чтобы развивать саморазвитие, необходимо адекватное самовоспитание, необходимо формировать волевые качества личности.

 

Наличие нравственных идеалов

Чтобы осуществить саморазвитие, необходимо добиваться, чтобы был нравственный идеал. Это можно делать с помощью методов воспитания:

а) метод формирования сознания: рассказ, разъяснение, беседа, чтение книг, дискуссия, знакомство с интересными людьми и т.д.

б) метод организации положительного поведения, осн. метод. упражнение

в) метод стимулирования

прямые

требования косвенные

наказание

поощрение

г) контроль и самоконтроль

Необходимо создавать условия, чтобы у каждого из учеников был свой нравственный идеал. Должна проводиться целенаправленная систематическая работа по осуществлению нравственного воспитания. Необходимо использовать разнообразные методы и формы средств воспитания. Среди них такие методы, как методы формирования сознания:

- беседы

- диспуты

- дискуссии

 

- чтение книг

- знакомство и встречи с интересными людьми

- постановка и проведение музыкально-литературных композиций

- постановка пед. театра

- театр постановки

 

Притязание личности в коллективе

Большую роль оказывает адекватная самооценка. Три способа самоутверждения (ученые):

1) в борьбе с собой, со своими недостатками

2) унижая или оскорбляя другого

3) плыть по течению

Каждая личность в процессе своего развития использовала и 1, и 2, и 3 путь. Но у каждого есть определенная направленность. Но самый оптимальный способ, это 1.

 

Правильное педагогическое руководство

а) помочь ученику осознать свои недостатки

б) помочь в корректной форме исправить свои недостатки

в) использовать разнообразные методы, формы и средства, которые обеспечивают самовоспитание.

Педагог не имеет права ставить крест на человеке.

 

Методы процесса самовоспитания

  1. Уметь составить программу самовоспитания. Надо начинать с более простых программ, а потом надо усложнять.

Л.Н. Толстой: «Важнее всего – надо избавиться от 3-х главных пороков:

а) раздражительность

 

б) бесхарактерность

в) лень

К. Дм. Ушинский:

1. спокойствие совершенное, по крайней мере, внешне

2. прямота в словах и поступках

3. обдуманность действий.

4. решительность

5. не говорить о себе без нужды ни одного слова

6. не проводить время бессознательно, т.е. делать то, что хочешь, а не то. что случится

7. удерживать только на необходимое и приятное, а неприятное сдерживать

8. каждый вечер добросовестно давать отчет в поступках

9. ни разу не хвастаться ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет

10. никому не показывать этот журнал

 

  1. Методы самовоспитания

1) самоубеждение – человек выявляет у себя недостатки и убеждает себя, что их нужно исправить

Все проговаривается вслух.

2) самовнушение – когда какие действия ему нужно совершить

3) самокритика – человек критикует себя

4) самообязательство – близко к № 1, беру обязательство перед собой

5) самоприказ – осуществляется тогда, когда необходимо дополнительное волевое усилие

6) самонаказание 0 лишение себя чего-то

7) эмпатия – способность встать на позицию другого

 

Целостный педагогический процесс, как объект изучения педагогики

План:

  1. Определение.

Сущность, функции, закономерности, принципы.

  1. Основные компоненты.
  2. Этапы ц.п.п.
  3. Условия эффективности.
  4. Историческая справка.
  5. Направление модернизации ц.п.п. на современном этапе.

Ц.п.п. – это единство и взаимосвязь воспитания, обучения, образования. Характеризуется этот процесс специально организованным взаимодействием субъектов этого процесса (педагогов и воспитанников).

В широком смысле – это совокупность условий, методов, форм. средств, направленных на решение к-н одной глобальной задачи.

В узком смысле - + направленных на решение к-н узкой задачи.

 

Функции:

воспитательная

образовательная

развивающая

Закономерности:

  1. единство и взаимосвязь процессов
  2. единство и взаимосвязь всех компонентов ц.п.п. (любой процесс – это деятельность, а деятельность всегда имеет компоненты)
  3. единство и взаимосвязь всех субъектов ц.п.п.

Сущность:

целостность, общность, единство,

спец. организованный процесс,

процесс осуществляется педагогом и воспитанниками

 

Принципы:

принцип научности

принцип систематичности и последовательности

принцип наглядности (Коменский) – «Золотое правило дидактики»

принцип сознательности и активности

принцип связи теории с практикой, жизнью

принцип учета возрастных особенностей детей

личностный принцип учета индивидуальных особенностей детей

принцип положительного эмоционального фона педагогического процесса

принцип природосообразности

принцип культуросообразности

 

Основные компоненты (структура)

цель педагогического процесса

содержание

методы

формы

средства

результат

Кто осуществляет: педагоги и воспитуемые.

Этапы: (Подласный)

Подготовительный

Основной

Заключительный.

 

1/ Определяем цель, конкретизируем задачи, выясняем состояние вопроса, планируем результат, подбираем методы, формы, средства.

2/ Взаимодействие педагогов и воспитанников. Ведется контроль за промежуточным результатом.

 

3/ Анализ результатов. Причины, по которым получили результат.

 

Условия эффективности ц.п.п.

  1. Активность с 2-х сторон.
  2. Организация ц.п.п. должна отвечать интересам личности 2-х сторон.
  3. При организации 2.п.п надо решать не только узкие задачи, но и более широкие, т.е. разнообразные задачи.

Не только учить, но и воспитывать.

 

Основные виды деятельности дошкольников

I. Oбщение – взаимодействие 2-х или более людей с целью поддержания межличностных отношений. Это один из соц. факторов развития ребенка.

Функции общения:

  1. обмен информацией
  2. организация взаимоотношений
  3. познание личности
  4. оказание взаимодействия

Существуют 2 вида общения в дошкольном возрасте – со сверстниками и со взрослыми.

Своеобразие общения:

- недостаточно развитая речь и социальные навыки. Ведущая роль определяется воспитанием.

 

 

II. Художественная деятельность – та деятельность, которая связана с различными видами искусства.

 

I занятие

 

худ. речевая изобразит. констру- знакомство муз.

(обучение рас- деятельность ирование с искусством дея-

сказывания, вы- (рисование, тель-разительности аппликация, ность

речи и образ- лепка)

ности) на 2-м году

 

II. Эстетическая среда

Ш. Культурно-досуговая деятельность (праздники, равлечения)

IV. Вне занятий, самостоятельная художественная деятельность

V. Трудовая деятельность

Трудовое воспитание дошкольников – систематический целенаправленный процесс формирования у дошкольников готовности трудиться, а также формирование положительного отношения к труду.

Главная цель – формирование у дошкольников трудолюбия и осознание значения полезности труда.

Виды труда:

  1. самообслуживание
  2. хозяйственно-бытовой
  3. труд в природе
  4. ручной и художественный труд
  5. зарождение умственного труда

Формы организации труда:

  1. поручение, 2. дежурство, 3. общий и совместный труд, 4. коллективный

Средства трудового воспитания:

  1. собственная трудовая деятельность
  2. ознакомление с трудом взрослых
  3. художественные средства (литература, музыка, искусство)
  4. игра – представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра является ведущей деятельностью, новообразование.

Ушинский первый связал развитие игры с особенностями детского воображения.

Выготский отвечал, что признаком игры является наличие ? или воображаемой ситуации.

Крупская видела в игре средство расширения впечатлений, представления об окружающей действительности: игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Макаренко: «каков ребенок в игре, таков он и в работе».

Виды праздников у дошкольников:

  1. народные и фольклорные: святки, коляда, масленица, Красная горка, Иван Купала.
  2. государственно-гражданские – Новый Год, День Защитника Отечества, день Победа, день Знаний, день Города.
  3. международные – день матери. день защиты детства, 8 марта.
  4. православные – Рождество, Благовещение, Пасха, Троица.
  5. годовые и семейные – день рождения, выпуск из школы, праздник мыльных пузырей.

Длительность праздника составляет 340 мин для младшей группы, 45-50 – для старшей.

 

Развлечения

имеют ? характер. Позволяют выйти из будничной рутины и разнообразной обстановки, поэтому в жизни у детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие впечатлениями и развивающие творческую активность.

 

 

В процессе развлечения детей, с одной стороны, закрепляются знания, полученные на занятиях; а с другой – укрепляется потребность в познании нового, расширение кругозора, совместных действий и переживаний.

Развлечения можно проводить со всей группой детей, либо с подгруппой. Один раз в неделю 30-35 мин., в остальные 5-10 мин. (веселые забавы).

Виды развлечений:

  1. по степени активности участий детей

а) дети являются только слушателями или только зрителями

б) дети являются непосредственными участниками

в) ……. взрослые и дети

  1. по содержательности направления:

а) театрализованные (все виды театра)

б) познавательные (КВН, викторины)

в) спортивные (игры, соревнования, эстафеты)

г) музыкально-литературный (концерт)

 

Учебно-познавательная деятельность

- систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития, познавательные способы у детей, вооружение их элементарных знаний, формирование умений и навыков.

Учебная деятельность

- деятельность ребенка по усвоению знаний, умений и навыков, способов и действий.

Учебно-познавательная деятельность включает в себя учебную задачу, учебные действия, контроль и оценка.

Для развития учебно-познавательной деятельности ребенка необходимо формировать умение слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям по выполнению учебной задачи. Важным показателем она считала отношение ребенка к оценкам со стороны педагога. Если ребенок не реагирует на отрицательную или положительную оценку учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию.

Это снижает возможность его обучения, также важна мотивация ребенка.

 

Целостный педагогический процесс в ДОУ

В истории отечественной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30 гг. система общественного воспитания еще только развертывалась. Педагогический процесс строился по организующим моментам. Каждый момент строился на основных частях программы:

- общественно-политическое воспитание

- трудовое воспитание

- природоведение

- ИЗО

- музыкальное образование

- математика и изодеятельность.

В конце каждого организующего момента всегда указывалась работа с родителями. Работа по организационным моментам предполагала, что в выделенное для нее время дети будут получать необходимые знания, далее закрепляют свои знания в труде, изодеятельности и т.д.

Положительным было то, что дети в течение длительного времени имели возможность сосредоточиться на определенном познавательном материале. На основе этих знаний у них формируются навыки социального поведения и мировоззрения.

Отрицательным было то, что при недостаточном продумываемом материале легко создать перегрузку, что может запутать имеющиеся знания у детей.

Построение педагогического процесса на основе организующих моментов приводило к формализму и заорганизованности воспитательно-образовательного процесса. В дальнейшем стали применяться другие формы построения педагогического процесса:

- тематическая форма

- комплексная форма

Сущность тематической формы заключается в том, что в качестве основы педагогического процесса выделялась какая-то тема. Содержание этой темы раскрывалось, как правило, на занятиях. Изучение одной темы могло проходить на нескольких занятиях. В тему могла быть включена и другая деятельность, связанная с нею по содержанию.

Сущность комплексной формы характеризовалась попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один комплекс входили различные виды деятельности детей. Все названные подходы построения педагогического процесса объединяют стремление сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия.

Более современный подход. Организация на основе доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ….. цели выдвигается воспитательная задача. Отличительная особенность такого построения заключается в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности.

На 1-й план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации.

Другие виды деятельности не исключаются, а выполняют сопутствующую роль.

 

Роль взрослого

Жизнь в ДОУ должна быть организована так, что как можно меньше прерывать деятельность детей. Взрослый продумывает стиль и модель общения с воспитанниками, эмоциональный фон детской деятельности. Ненасильственное управление деятельностью детей.

Если у воспитателя возникло необходимое организационное занятие с подгруппой или совместная деятельность всех детей, это должно заранее обговариваться детьми, чтобы дети могли учесть намерения взрослого, чтобы строить свои планы. Воспитатель должен помнить о том, что навязывание правил и требований против воли детей – это насилие. Запретов и требований не должно быть много, это ведет к пассивности и низкой самооценке воспитанников. Тихий, застенчивый нуждается в профессиональной помощи больше, чем активный ребенок.

В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять чего добивается ребенок и почему он это делает. И только с учетом его состояния и интересов требовать от него соблюдения социальных норм и правил.

 

Учет возраста и индивидуальных особенностей детей

Воспитательная работа всегда ориентирована на определенную возрастную группу. В соответствии с возможностями и особенностями возраста подвигаются воспитательные задачи и средства педагогического воздействия. В ДОУ осуществляется дифференцированная работа с отдельными возрастными группами.

Дошкольный период подразделяется:

1) на период раннего детства до 2-х лет;

2) собственно дошкольный с 2-х до 7 лет

1-ая младшая группа с 2-х до 3-х лет

2-ая младшая группа 3-4 года

средняя от 4-5 лет

старшая 5-6 лет

подготовительная 6-7 лет

Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, т.к. т рождения до школы они проходят большой путь развития.

В этот период заметно проявляются не только общие возрастные особенности, но и индивидуальный патологические черты. Развив. потребности и формир. разнообр. интересны. Важный интерес – познавательный; любознательность. Ребенок начинает видеть цель и выбирает способы ее достижения. В сфере общения и установления контактов с другими людьми б. заметно проявлять способность строить эти отношения дифференцированно на основании осознания того, что можно и нельзя. В период дошкольного детства - определять виды деятельности,

стремление быть в кругу детей или действовать в одиночку.

Умение подчиняться требованиям или нежелание подчиняться. Очень важно учит. индив. особ. детей.

Группы для занятий могут формироваться в соответствии:

- с мед. показателями

- особенностями темперамента

- складывающегося характера

Каждый педагог должен помнить:

1) максимум внимания отстающим детям, с новым материалом знакомит раньше, чем других детей. Они должны опережать, а не догонять группы;

2) средства наглядности должны соответствовать возрасту, программам, задачам, этапы усвоения материала;

3) у каждого ребенка свой срок и час постижения материала, не поймет сегодня, поймет завтра.

Зависимость зарактера организации пед. процесса от типа дошкольного учреждения

Виды ДОУ

  1. детский сад

 

  1. детский сад общеразвивающего типа с приоритетом осуществления одного или нескольких направлений (интеллектуальный, художественный, физический и др.);
  2. детский сад с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений физич., псих. развитии воспитанников;
  3. детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  4. детский сад комбинированного вида. В состав могут входить общеразвивающие, компенсированные и оздоровительные группы в разном сочетании;
  5. центры развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психологического развития ребенка, коррекция и оздоровление воспитанников.

 

И Г Р А

Неотъемлемая часть человеческой культуры. Проблемы игры привлекало и привлекает всех, причем не только педагогов и ученых, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов и географов. Взрослые в свою очередь способствуют распространению детской игры с помощью игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение.

Характеристика игровой деятельности

Игра способствует формированию новообразования ребенка, психологических процессов, в т.ч. и воображения. Давыдов указал на важные свойства воображении, которые выражаются игре и не может состояться учебная деятельность – способность переносить функции предмета на другой.

Таким образом, в игре воображение развивается и проявляется в определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли.

 

Значение игры

1) умственное развитие детей, развивается речь, расширяется словарный запас;

2) игра имеет важное значение для физического воспитания ребенка;

3) ребенок развивается нравственно;

4) трудовое воспитание, изготовление атрибутики к играм;

5) эстетическое воспитание.

 

Структурные компоненты игры

1) игровой замысел – определение того, во что будут играть дети;

2) роль – центральный структурный компонент;

3) игровые действия – действия, выполненные в соответствии с сюжетом и ролью;

4) правила, т.е. как надо действовать в соответствии с сюжетом и ролью.

 

Современная классификация игр (С.Л. Новоселовой)

Три класса игр:

1. игры, возникающие по инициативе ребенка:

а) самостоятельные игры (игра экспериментирования)

б) самостоятельно-сюжетные игры: сюжетно-изобразительные,

сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные.

2.Игры, возникающие по инициативе взрослого:

а) обучающие игры: дидактические, сюжетно-дидактические и

подвижные;

б) досуговые – игры забавы; игры развлечения, интеллектуальные,

празднично-карнавальные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса:

а) традиционные

б) народные

 

Старший дошкольный возраст

Период расцвета и фантазирования (А.Н. Леонтьев. Н.А. Короткова, М.Л. Михайлов).

Основа игры – фантазирование сотворчества педагога и детей, продумывание игровых идей.

 

Игра как форма организации жизни

Объединяясь в игровые коллективы, дети вступают между собой в разнообразные отношения, активно отражают жизнь и деятельность взрослых --- через игру осуществляется соц. обусловленность психического развития ребенка (Лотский, Рубинштейн, Леонтьев).

Методика руководства сюжетно-ролевой игры. А.П. Усова

Исследования выявили наличие 2-х видов отношений, в которые вступают дети в процессе игры.

Вид отношений: 1) определяется содержанием игры; 2) реальные отношения (сами распределяются).

Усова отметила наличие нескольких ступеней в развитии объединений в игре.

I ступень – формирование игр «рядом» (ранний и младший дошкольный

возраст)

II ступень – возникают 1-е игровые объединения детей. Существование таких

групп кратковременно. Задачи воспитателя на данной ступени

состоят в том, чтобы формировать у детей разнообразные

игровые интересы

III ступень – играющая группа детей объединяется на основе дружбы и

симпатии друг к другу


Место игры в педагогическом процессе дет. сада

Игра введена в ежедневный повторяющийся распорядок детской жизни. Время отводится до завтрака и после него. После занятий - на прогулках.

Утром целесообразно создаются условия для игр, не требующих подвижности. Время на прогулке может быть использовано для организации подвижных игр, строительно-конструктивных игр.

Наиболее полноценно игры развертываются в вечернее время, поэтому важно создавать условия для разнообразных игр.

 

Игрушка

Это спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, разнообразных движений, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идеи игры, напоминает о прочитанном, влияет на воображения и чувства ребенка.

Ушинский обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. Игрушка – это первое произведение искусства, которое входит в жизнь. Игрушка заставляет ребенка эстетически переживать и развивать у детей художественный вкус.

 

История возникновения игрушки

Ученый связывает возникновение игрушки с развитием трудовой деятельности первого человека. В Древнем Египте игрушки делали из дерева и ткани. Уже в Древнем Египте были игрушки с заводным механизмом.

В античные времена в Греции в Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились игрушки из слоновой кости и янтаря.

 

Образцы древне-русских игрушек найдены в ходе исследования раскопок Радонежа, Коломны и Москвы. Об игрушках можно судить по музейным коллекциям. Сохранились игрушки, предназначенные для знати и их детей. Много игрушек военного содержания. Существовали игрушки и для бедноты, но они не дошли до наших дней (солома, глина, кора).

 

Смысл народной игрушки:

- развить

- занять

- повеселить

- порадовать ребенка

Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVII векам. В этот период получили развитие народные, деревянные и гончарные игрушки (гжель, дымковская, Тула).

В Сергиевом Посаде изготовляли игрушки, в 1932 г. открыт музей игрушек.

Таким образом, благодаря своей разновидности, игрушки заинтересовывают ребенка своей непохожестью, динамичностью и способствуют общему развитию.

 

Требования к подбору игрушек

  1. гигиенические, т.е. из чего сделана игрушка, должен быть сертификат
  2. педагогические требования, т.е. игрушки должны способствовать развитию ребенка
  3. психологические и нравственные )смысл игрушки)
  4. эстетические, т.е. оформление, которое должно соответствовать представлению о красоте

 

Классификация игрушек

1. Образная или сюжетная игрушка. Развивает творчество и расширяет

кругозор ребенка.

2. Техническая – развивает любознательность и конструктивное мышление. 3. Игрушка-забава – развлекает.

4. Спортивные игрушки – осуществляет задачи физического воспитания.

5. Музыкально-озвученные игрушки – развивают музыкальный слух, чувство

ритма.

6. Театральные игрушки – для разыгрывания сценок по сказке.

7. Дидактические игрушки – интеллектуальное развитие.

8. Строительные и конструктивные материалы – развивают внимание и

сообразительность.

9. Игрушки-самоделки. Ребенок фантазирует, мыслит над образом, радуется

успеху (иногда хобби взрослого человека)

 

Условия воспитания у детей интересов к школе

Подготовка детей к школе осуществляется двумя институтами – семьей и ДОУ.

А. Одно из условий –

совместные усилия

усилия семьи

Б. Использование разнообразных форм подготовки детей к школе:

1) посещение, экскурсия в школу

2) встреча с выпускниками ДОУ

3) чтение книг, рассказы о школе, о значении и обучении в школе

4) встреча с учителем начальной школы

5) организация тематических выставок, посвященных обучению в школе

В. Большую роль в подготовке детей к школе играют вопросы преемственности в работе ДОУ и школы.

Преемственность – национально построенный переход от более низкой ступени образования к более высокой.

Вопросами преемственности занимались: Ушинский, Тихеева, Леушина, Тарунтаева и др.

Можно выделить 2 основных направления:

а) ДОУ должно учитывать требования школы

б) школа должна опираться на то содержание образования, которое дается детям в ДОУ

 

Условия реализации вопросов преемственности

1) совместные педсоветы – преподаватели начальной школы + воспитатели

2) посещение учителем начальной школы занятий в ДОУ

3) посещение воспитателем уроков в школе

4) знакомство с методической базой, с программой школы, пособиями

5) знакомство с методической базой учителем в ДОУ

 

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИЛИ ДИДАКТИКА

 

Дидактика – наука о закономерностях обучения детей и взрослых.

Основные категории дидактики:

- обучение

- учение

- з.у.н.

Историческая справка

Основы дидактики заложил Ян Амос Каменский. Он написал книгу «Великая дидактика» XVII в. Мечтал так организовать обучение, чтобы это было искусство 2всех учить всему». Он был чешским педагогом. Первый создал классно-урочную систему. Определяет содержание образования. Говорил о значении общественного обучения, о необходимости обучения для всех слоев населения, право на обучение имеют не только мужчины, но и женщины. Говорил о необходимости целенаправленного систематического обучения.

Выделил принципы обучения:

- принцип природосообразности – обучение, образование и воспитание детей надо осуществлять, исходя из природы ребенка (возрастные особенности, индивидуальные)

- принцип наглядности «золотое правило дидактики».

Определил содержание образования для дошкольников, написал книгу «Материнская школа».

Обучение на родном языке.

Большой вклад внес с развитие дидактики Жан Жак Руссо.

«Эмиль или о воспитании». У Руссо специфика – основной фактор у развития личности – среда. Считал, что надо обучать индивидуально, стоял ближе к позиции Аристотеля. Предлагал метод естественных последствий - ребенок выбил стекло – не надо чинить стекло, пусть ребенок поймет, что холодно.

Иоганн Генрих Писталоции. Был практиком, был ближе к позиции Каменского – систематический процесс. Первый заговорил о принципе развивающего обучения. Создает приют для детей, но экономически приют не выжил.

Лев Николаевич Толстой. Первый сказал о принципе свободного воспитания, говорит об опыте в педагогике. Создал Ясно-полянскую школу. Недостаток – не было ц.п.п. Дети учились крепостных крестьян, дети разного возраста. Могли прийти на урок по желанию. Положительно – индивидуальный подход. Впоследствии закрыта (Аристотель).

К.Д. Ушинский. Заложил психологические основы педагогики как науки, дидактики. Написал труд «Человек, как предмет познания». Преподавал в Смольном институте, затем отправили его в ссылку.

Махмутов – разработал систему разных типов и видов уроков.

Данилов – о сущности процесса обучения, движущие силы процесса обучения (советская школа).

Л.В. Занков – создал систему «Система обучения по Занкову» обучение идет на основе усвоения более сложного материала.

Работа «Дидактика и жизнь».

Основа системы – на высоком уровне трудности. Обучение на высоком уровне трудности сопровождается мерой трудности. Мера трудности определяется условиями трудности.

Сущность – учебный материал, который может быть осмыслен школьником. Должен быть контроль не автоматический, а дифференцированное и точное усвоение качества разными учениками.

Давыдов – обучение от общего к частному. Говорил о необходимой народности в обучении и воспитании, т.е. народные истоки.

 

20-ые гг. ХХ в. Гуманистическая педагогика

Роджерс, Маслоу. В центре воспитания – личность ребенка, индивидуальность. Вместе с Толстым – Ф.Фребель конца XIX (нем.) создал большое количество наглядного материала «Семь даров Фребеля». Жетские рамки, все расписано. Вся система обучения дошкольная и школьная расписана. Толстой его критикует. Для творчества места нет.

Мария Монтесори. Создала большое количество наглядного материала. Обучение ведется индивидуально. Ближе к Толстому.

Советская педагогика. В основном считалось, что основные факторы – среда, наследственность, воспитание, обучение, ц.с.п. Обучение должно вести за собой развитие.

20-ые гг. Выготский. Идея «О зоне ближайшего и актуального развития».

Зона актуального развития – уровень, который есть сейчас

Зона ближ. развития – уровень, который ребенок может достигнуть с помощью педагога.

 

Методы, формы, средства реализации данной идеи

В 90-е гг. ХХ в. возникает новый всплеск интереса к гуманистической педагогике, к идеям Роджерса, Маслоу, Монтесори, Толстой

Происходит переход на новую образовательную модель личностно-ориентированную, т.е. ориентация на личность, индивидуальность.

Две точки зрения:

I. Обучение --- развитие II. Развитие --- обучение

Платон Аристотель

Каменский Руссо

Писталоции Толстой

Ушинский М. Монтесори

Фребель

советск. педагогика западная педагогика

 

90-е гг. ХХ в.

 

Основные категории ДИДАКТИКИ

Обучение – целенаправленная систем. пр. по созданию условий для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в процессе которой они овладевают:

а) з.у.н.

б) опытом творческой деятельности

в) опытом эмоционально-ценностных отношений.

Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизвести основные факты науки.

Умения – овладение способами деятельности по применению знаний.

 

Навык – автоматизированное умение (-“- компонент сознательной деятельности человека)

1. знать ноты

2. уметь играть

3. играю не задумываясь

Обучение - совместная деятельность педагога и ученика.

Преподавание – деятельность педагога

Учение – деятельность ученика

 

Задачи ДИДАКТИКИ

1) вскрыть закономерности обучения

2) изучение педагогического опыта (+ и – опыт)

3) педагогическая инноватика

4) прогнозирование образования

5) внедрение методов в практику

Взаимосвязь дидактики с другими науками:

- философия

- биологические дисциплины

- психология

Связь дидактики и частных методик:

- методика обучения музыки в школе

- методика физического обучения у дошкольников

В дидактике рассматриваются общие вопросы, подходы. В методиках рассматриваются частные подходы на основе общих.

Дидактика сегодня находится в стадии совершенствования.

 

Сущность процесса обучения

План.

  1. Сущность процесса обучения

 

  1. Движущие силы
  2. Функции
  3. Процесс образования как вид познавательной деятельности
  4. Принципы обучения
  5. Формы организации учебного процесса в школе.

 

Сущность процесса обучения:

1. Обучение – вид познавательной деятельности, познание безгранично, обучение – часть познания, обучение протекает по тем же законам, что и процесс познания

2. Обучение – это деятельность специально организованная, т.е. ц.с.п. имеет свои компоненты

3. В процессе обучения происходит овладение познанностными закономерностями окружающего мира

4. Происходит ускорение темпов индивидуального развития.

 

Движущие силы любого процесса – это противоречие:

  1. Между тем уровнем, который есть у ребенка и притязаниями на тот уровень, которые хотелось бы достигнуть
  2. Между привычным уровнем мыслительной деятельности и теми способами, которые предлагаются в учебном заведении
  3. Между учеником и членами коллектива
  4. Между учеником и учителем
  5. Между привычными способами организации обучения и новыми способами.

 

Функции обучения:

1. развивающая

2. воспитательная

 

3. образовательная

Закономерности процесса обучения:

1. единство и в/с процессов обучения воспитания и образования, развития

2. единство и в/с всех компонентов процесса обучения (целей, методов…)

3. единство и в/с всех субъектов процесса обучения – государство, школы, родителей

 

Обучение как вид познавательности деятельности:

- процесс обучения протекает по тем же законам, что и процесс познания. Ленин: «от живого созерцания к конкретному мышлению, а от него к практике – таков путь познания истины».

Этапы познания Процессы, которые возникли в к.г.м Формирование
I. Эмпирический (опыт) живое созерцание, чувственное познание ощущение, восприятие формируется представ-ление, т.е. инфо о пред-мете в целом, без част-ностей
II. Теоретический анализ, синтез, логичес- кое мышление формируется понятие, более четкое, глубокое инфо
Ш. Мето-теоретический не в процессе обуче- ния диалектическое мышле- ние, интуиция создаются программы, разрабатываются теории

 

Процесс обучения ведется по I и II этапу.

 

Принципы обучения

Разработали разные ученые: Скаткин, Звягинцев, Бабанский и др.

Принцип:

научности

систематичности

наглядности

созидательности и творческой активности

 

связь с практикой, жизнью

развивающего обучения

доступности, соответственно индивидуального и возрастного

сочетания коллективного и индивидуального

 

Методы и приемы обучения

План.

  1. Что такое метод обучения.
  2. Что такое прием
  3. Выбор методов
  4. Классификация методов
  5. Классификация по Бабанскому
  6. Методы, использованные в ДОУ

Метод – это способ взаимоорганизованной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения

Прием – часть метода, направлен на решение более узкой задачи

Выбор методов:

  1. от целей и задач обучения и развития
  2. от содержания урока
  3. реальных учебных возможностей учащихся
  4. имеющихся условий и отведенного для обучения времени
  5. возможности самих учителей

Классификация методов – это упорядоченная по определенным признакам система.

 

Автор Признак Метод
Всесвятский   Передача готовых знаний. Исследовательские методы (опыт, организация поисков творческой деятельности по решению проб-лем)
Голан Сорокин Классификация по источникам знаний Практические методы (упражне- ния, лабораторные работы, семи-нары). Наглядные методы (показ). Словесные методы (беседа, пояс- нение). Видео-метод
  Классификация на ос-нове структуры лично-сти   Методы формирования поведения (упражнения, тренировки, само-управление). Метод форм. чувств (одобрение, похвала, порицание, контроль, метод фор. сознания)
Лернер Скаткин Классификация по ха-рактеру познаватель-ной деятельности   Метод объяснительный, иллю-стративный (рассказ, беседа, объяснение_. Репродуктивные методы (упраж-нение, лабораторно-практич. рабо-ты, самоконтроль, программирова-ние контроля). Проблемные методы (себеда, проблемные ситуации, обобще-ние). Частично-поисковые методы (дис- пут, наблюдение). Исследовательские методы (ис- следование, моделирование, сбор новых фактов)
Махмутов Классификация, по-строенная на сочетании методов преподавания и методов учения Информационно-сообщительный метод, объяснительный, инструк-тивно-практический, объяснитель- но-побуждающий. Методы учения – исполнитель- ский, репродуктивный, продук-тивно-практический, частично по-исковый, поисковый  

 

Классификация по Бабанскому

I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Словесные - источники передачи и восприятия

наглядные учебного материала

практические

Индуктивные и - логика изложения

дедуктивные

 

Репродуктивные - по степени самостоятельности мышления

и проблемно-

поисковые

 

Самостоятельные - управление учением

работы и работы

под руководством

учителя

 

 

I Метод организации и II Метод контроля III Метод стимуляции

осуществления учебно-

познавательной дея-

тельности

 

Индуктивные методы – это от частного к общему

Дедуктивные методы – от общего к частному

Репродуктивные методы – это активное восприятие и запоминание,

сообщаемые педагогом и др. источником учебной

информации

Проблемный поиск – создание проблемной ситуации, организация коллек-

тивного обсуждения, возможных подходов к разреше-

нию проблемной ситуации

(почему Вы так решили и почему вы так думаете, как?)

 

Условия эффективного обучения детей

I. а) актуальность проблемы – человечество накопило столько знаний, что их

сложно передать первичными литературными формами и средствами

б) увеличить сроки обучения

в) проблемы неправильного образования

II. Самостоятельная работа – это работ под руководством педагога на основе

творческой работы

Все типы самостоятельной работы имеют 2 компонента:

1. Воспроизводящий

2. Творческий

Методы

Наглядные Словесные Практические

показ беседа упражнения

рассматривание рассказ опыты

видео наблюдения лекция моделирование

чтение худ.лит. экспериментирование

 

Петровский выделяет основной метод в обучении – упр. в переносе зун, нетрадиционные ситуации, где постепенно ослабевает роль педагога.

3. Исследовательская деятельность – самый сложны вид с/р, многоуровневый процесс:

1. широкая ориентировка в проблеме

2. определение целей исследования

3. работа с литературой

4. практическая работа – проведение исследования

5. обработка данных

6. обсуждение результатов

7. написание текста

8. оформление текста

 

редактирование текста

подготовка к публикации

 

II. Группа методов

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Методы стимулирования мотивации интереса к учению

Приемы:

1) создание эмоционально-нравственной ситуации (ситуация нрав.

переживаний)

2) создание на уроке ситуации занимательности

3) прием удивления

4) сопоставление научных и житейских толкований, отдельных явлений

  1. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

Приемы:

1) разъяснение общественного значения учения

2) разъяснение личностной значимости учителя

3) предъявление учебных требований

4) поощрения и порицания в учении

 

Ш. Группа методов

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-педагогической деятельности

 

Методы устного Методы письменного Методы лабораторно-

контроля и само- контроля и самоконтроля практического контроля

контроля и самоконтроля

 

 

I. Беседа, рассказ, объяснение, чтение текста, сообщение об опыте.

II. Контрольная работа, самостоятельная работа, изложение, диктант, сочинение, реферат

III. Лабораторные опыты, создание изделий, монтаж различной аппаратуры.

Методы, используемые на уроках:

репродуктивные

словесные

практические

наглядные

дедуктивные

 

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

План:

1) Сущность контроля и обучения как дидактического понятия

2) Методы и формы контроля

3) Оценка знаний учащихся

4) Неуспеваемость учащихся

Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения, он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершение ступени обучения.

 

Суть проверки результатов обучения….:

Выявление уровня усвоения знаний учащихся, который должен соответствовать образов. стандарту по данной программе, предмету.

Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой, как педагогической диагностикой.

 

Контроль обучения понимается, см одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений.

И, с другой стороны, контроль обучения имеет уже указанное значение проверки и оценки знаний учащихся учителем.

Конт – это оценка и учет знаний.

Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является:

- социальное и общепсихологическое развитие учеников.

Перед педагогикой стоит проблема всесторонней проверки и оценки результатов обучения:

когнетивной

социальной

психологических областях

 

Методы и формы контроля

Методы контроля – это способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.

Метод и форма контроля не имеют четкого разграничения.

Методы контроля:

● устный контроль

● методы письменного контроля

● методы практического контроля

● наблюдения

● дидактические тесты

 

Методы графического контроля (Щекина Д.И.)

● методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский)

 

●пользование книгой, проблемные ситуации (Оконь В.).

 

Методы устного контроля

● беседа ● объяснение

● рассказ ● сообщение

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащихся или вопросно-ответная форма (беседа).

Устный контроль – текущий, ежеурочно, в индивидуальной, фронтальной, комбинированной форме.

Зачет и устный экзамен является наиболее активной проверкой знаний в период обучения.

Письменный контроль – это тесты, диктанты.

Более комплексная проверка, знаний, у., н.

Письменная речь, логичное объяснение.

 

ФУНКЦИИ

Контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Виды контроля:

1. текущий

2. периодический

3. итоговый

Проверке подлежат: знания, умения, навыки учащихся.

Оценка, закрепление, запоминание и воспроизведение знания.

Дидактические тесты – набор стандартизированный заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Преимущество тестов в их объективности.

 

 

Тест требования – надежность, валидность – адаптированность к объекту обучения, объективность.

Неформальные тесты – созданные учителем для своих целей и классов.

Имеются обработки результатов тестовых исследований.

Проблема – найти такие виды контроля, чтобы можно было определить не только знания, но и психологические области человека, личность в целом.

Методы контроля – способы диагностической деятельности, которые направлены на выявление эффективности процесса обучения.

Методы контроля обеспечивают взаимодействие всех компонентов процесса обучения.

Экзамен + уч. показывает уровень знаний, обеспечивает систему обучения; стимулирует процесс обучения;

- человек испытывает стресс.

 

Осуществление контроля у детей дошкольного возраста

Методы устного контроля (беседа, рассказ)

Методы письменного контроля (рисунок)

Методы практического контроля (палочки)

 

для детей старшей группы. Задание –

продолжить рис.

 

Ориентировка в пространстве:

1) Нарисовать палочку сверху вниз вдоль 2-х клеток; слева направо вдоль 2-х клеток и т.д.

 

В программе воспит. и обуч. в детском саду по каждому виду деятельности есть раздел и в конце каждого раздела есть «что дети должны знать к концу года». На основании требований программы составляются тесты.

Задания даются в игровой форме. С каждым ребенком индивидуально. Результаты фиксируются:

а) выполнил самостоятельно

б) выполнил с помощью учителя

в) не выполнил

 

Оценка знаний учащегося

Под оценкой понимают – процесс сравнения того уровня, которого достигли учащиеся сравнение с эталоном, который определен стандартами и программой по данному предмету.

Оценка реализуется в ходе контроля. Условным обозначением оценки является отметка. Существуют разные системы оценки. 3-х, 5-ти. 10-ти, 25-ти, 100 больная системы и другие. Они позволяют реализовывать индивидуальный подход. Недостаток – в разных заведениях разные системы оценок.

Детям дошкольного возраста оценки не ставят. Нет дневников, ни журналов. Учитель фиксирует все у себя. Дается устная оценка.

Младший дошкольный - только +

Средний - на недостатки

Старший - давать оценку работе товарищу

Подготовительный - учит оценивать себя

На дом не задавать. Могут быть поощрительные призы: звездочки и т.д. Это соревновательный …

 

Неуспеваемость

Это ситуация, когда поведение и результаты обучения отдельного ученика не соответствуют воспитанию и дидактическим методам школы.

3 группы причин неуспеваемости:

1. Социально-экономические.

2. Биохимические (наследственность, особенные черты характера).

3. Педагогические (ошибки и низкий уровень работы школы).

Пути устранения дидактических причин:

1. Педагогическая профилактика (разработка и внедрение более эффективных методов, форм, средств обучения).

2. Педагогическая диагностика (систематический контроль и оценка результатов обучения), своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия (меры по устранению отставания в учебе), дополнительные занятия, коррекционные классы.

4. Воспитательное воздействие (надо вести индивидуально-воспитательную работу, тесные контакты, работа с семьей).

 

Процесс овладения знаниями

Процесс овладения знаниями носит поэтапный характер.

  1. Восприятие – происходит с помощью организации чувств, ученик уточняет учебную задачу в процессе наблюдения, предварительные знакомства и т.д. В сознании ученика формируется представление.
  2. Осмысление – происходит в процессе мышления и в сознании возникают понятия, бывает первичным, поверхностным; более последовательно, глубокое.
  3. Закрепление – получение знаний через практическую деятельность, через систему упражнений.
  4. Применение в практической деятельности. Проверка в нестандартных ситуациях.

 

Формы организации обучения в дошкольном учреждении и школе

  1. Это внешняя сторона организации учебного процесса.
  2. Классификация форм организации учреждений зависит от количества учеников (инд., фронт., групп.), от места проведения (классная, внеклассная, школьная, внешкольная).
  3. Существуют разные формы организации обучения. Подробно рассказывает о сути классно-урочной системы.
  4. Формы организации обучения в школе

а) урок

б) экскурсия – ознакомление с новым материалом, осмысление,

закрепление

Перед экскурсией знать тему, творческое задание, можно после экскурсии применение этих способов (доклад, сообщение).

Продумать каким образом будет фиксироваться материал для экскурсионного ученика

в) дополнительные занятия

г) выполнение домашнего задания

5. Формы организации обучения в ДОУ (основные виды деятельности в ДОУ). Учебно-познавательная деятельность дошкольников

а) занятие

б) самостоятельная учебно-познавательная деятельность вне занятий

 

Основные компоненты занятий

  1. Коллективная работа
  2. Совместная работа (у доски, в виде игры)
  3. Индивидуальная работа
  4. Игра

Оформление занятия, вид, место проведения, цель занятий, оборудование, ход занятия.

 

 

IV курс

Мотивы процесса обучения

Мотив – осознанная потребность. В истории педагогики существуют разные классификации мотивов. Одна из классификаций – по Маслоу. Мы будем опираться на классификацию потребностей, которую разработал Ершов, а др. – Белухин, использовавший эту классификацию в личностно-ориентированном подходе в ц.п.п.

I. ГРУППА МОТИВОВ

Социальные и биологические.

II. ГРУППА МОТИВОВ

Для себя и для других

III. ГРУППА МОТИВОВ

Развития и сохранения

Вывод: все мотивы и потребности должны быть в гармонии.

Классификация потребностей и мотивов по Маслоу

Все мотивы можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.

Внешние – для социума, для родителей.

Внутренние – для себя, самый сильный мотив.

Внутренний – я хочу; внешний – я должен.

Найти много «+» во внешнем мотиве.

Основной внутренний мотив обучения – это ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС.

Проблемой формирования познавательного интереса в педагогике занималась Г.И. Щукина, «Познавательный интерес как средство обучения» 1971 г.

Внутренний процесс, который должен затрагивать волю, интерес, чувства. Занимательность является стимулом к внутреннему познавательному интересу. Необходимо правильно понимать занимательность: а) первоначальный толчок познавательного интереса; б) опора эмоциональной памяти; в) эмоциональная разрядка; г) повышение эмоционального тонуса.

Условия формирования познавательного интереса:

1) создание ситуации новизны актуальности

2) использование познавательных игр и игровых ситуаций

3) использование тренинга

4) ситуация познавательного спора

5) организация учебных дискуссий

6) анализ жизненных ситуаций

7) создание ситуации успеха у ученика

 

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Сущность процесса воспитания:

  1. Определение воспитания в широком смысле
  2. Определение воспитания в дифференцированном
  3. Характеристика воспитания как категории

Сущность процесса воспитания – перевод общечеловеческой культуры

в индивидуальную форму использования.

Это деятельность (целевой, организационный, контроль, самоконтроль, результат) - целенаправленный систематический процесс, двусторонний процесс.

Направлен на саморазвитие личности, как субъекта деятельности, как индивидуальный. Предполагает субъектно-субъективные отношения S --- S.

Длительный непрерывный процесс.

Закономерности процесса воспитания -

* единство и в/с процессов воспитания и развития личности

* единство и в/с всех институтов воспитания (родители, школа, общество)

* единство и в/с процессов воспитания, обучения, образования
* единство и в/с всех компонентов деятельности

 

Каждый процесс – это деятельность.

Цель воспитания – идущий из глубины веков идеал всесторонне гармонически развитой личности.

Цель воспитания конкретизируется задачами, а задачи отражают содержание воспитания.

Содержание воспитания:

- умственное

- нравственное

- экологическое раскрываются через задачи

- правовое воспитания

- эстетическое

- физическое

- трудовое

- экономическое

С понятием воспитания тесно связаны понятия.

Перевоспитание - корректировка поведения личности

Самовоспитание - целенаправленная работа личности над своим духовным

росто