Колесные пары и буксы

Колесные пары тепловоза воспринимают и передают на рельсы массу кузова и тележек со всем оборудованием, а также собственную массу с деталями, смонтированными непосредственно на колесных парах (неподрессоренную). При движении тепловоза каждая колесная пара, взаимодействуя с рельсовой колеей, воспринимает удары от неровностей пути и направляющих сил и в свою очередь сама жестко воздействует на путь. Кроме того, колесной парой передается вращающий момент тягового электродвигателя, а в месте контакта колес с рельсами реализуется сила тяги и торможения. Величина и характер воздействия статических и динамических сил зависят от условий движения и состояния рельсового пути, конструкции и параметров ходовой экипажной части тепловоза.

Рис.11. Унифицированная колесная пара.

1-зубчатое колесо; 2-шейка оси под моторно-осевой подшипник; 3-средняя часть оси; 4-диск колесного центра; 5-обод колесного центра; 6-подступичная часть оси; 7-центровое отверстие; 8-предподступичная часть оси; 9-шейка оси под буксовый подшипник; 10-ступица колесного центра; 11-бандаж; 12-бандажное кольцо.

 

Таким образом, колесная пара является одним из ответственных узлов ходовой экипажной части, от состояния которой зависит безопасность движения поездов. В связи с этим к выбору материала, изготовлению отдельных элементов и формированию колесной пары предъявляются особые требования.