Внутригосударственный механизм имплементации международного права.
Главная ответственность за обеспечение эффективной имплементации международного
права ложится на государства. Однако сам факт участия того или иного государства в меж-
дународных соглашениях вовсе не означает, что все их положения будут автоматически
применяться и эффективно действовать. Необходимо приведение в действие системы право-
вых и иных мер в национальных правопорядках, позволяющих обеспечить реализацию пред-
писаний международных договоров.
Внутригосударственные правоотношения, возникающие вследствие принятия государ-
ством международных обязательств, регулируются не договорными, а национальными нор-
мами права. Международный договор в этом случае выступает лишь в качестве юридическо-
го факта, вызывающего необходимость внутригосударственного правотворчества и установ-
ления соответственно внутригосударственных правоотношений.
Внутригосударственный механизм имплементации норм международного права - это со-
вокупность национальных правовых средств, используемых для имплементации междуна-
родного права в той или иной сфере международного сотрудничества, и государственных
органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств государства, и осу-
ществляющих правообеспечительную деятельность, формирование национальной правопри-
менительной практики, соответствующих требованиям международно-правовых норм.
К национальным правовым средствам, используемым для реализации международного
права относятся:
нормативные правовые акты общего характера, регулирующие вопросы соотношения
международного и внутригосударственного права, заключения, исполнения и прекращения
действия международных договоров, нормотворческой деятельности, а также определяющие
компетенцию государственных органов в области имплементации международного права;
национальные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения реализации междуна-
родных обязательств, вытекающих из конкретных международных договоров (имплемента-
ционные правовые акты);
правообеспечительная деятельность государственных органов, связанная с имплемента-
цией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международ-
ного права;
национальная правоприменительная практика.
Правовое содержание этих средств зависит от решения в национальном законодательстве
вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, прежде всего, в
части характера влияния международного права на функционирование национальной право-
вой системы в процессе реализации международно-правовых норм. Это влияние междуна-
родного права на национальную правовую систему весьма многопланово, и оно распростра-
няется на все элементы системы – от правосознания до правоприменения.
Государства в своих Конституциях или иных нормативных правовых актах закрепляют
положения, которые определяют юридическую силу международных договоров и их внутри-
государственную применимость, регулируют порядок заключения, исполнения и денонсации
международных договоров. Так, Конституция Республики Беларусь признает приоритет об-
щепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законода-
тельства (ст.8 Конституции). Что касается договорных норм, то в Конституции закрепляется
принцип недопустимости заключения международных договоров, противоречащих Консти-
туции (ч. 3 ст.8 Конституции).
Статьей 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Бела-
русь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики
Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики
Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда
из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание
внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согла-
сие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного до-
говора.
Непосредственная имплементация норм международного права на национальном уровне
не может быть достигнута только усилиями государства. Это обеспечивается за счет сово-
купной, организованной властными актами соответствующих органов государства деятель-
ности субъектов внутреннего права. Совокупность правовых мер государства по принятию
нормативных правовых актов в целях выполнения международных обязательств и представ-
ляет собой процесс восприятия (рецепции) национальным правом правил международных
договоров.
Следует отметить, международное право не регламентирует вопрос о видах имплемента-
ционных правовых актов. Государства самостоятельно определяют каким образом на внут-
ригосударственном уровне формально обеспечить исполнение международных обязательств,
вытекающих из договоров. Как правило, для этих целей используются традиционные норма-
тивные правовые акты – законы, решения глав государств, правительств и тому подобное, а
также иные правовые акты, в том числе и акты применения права.
Имплементационные правовые акты призваны обеспечивать либо непосредственное при-
менение самоисполнимых норм международного договора или выступать в качестве регуля-
тора на национальном уровне отношений, возникающих в связи с наличием у государства
международных обязательств.
Правообеспечительная деятельность государственных органов, связанная с имплемента-
цией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международ-
ного права, по содержанию представляет собой:
реализацию полномочий в нормотворческой области по принятию новых, отмене или из-
менению национальных нормативных правовых актов, которая осуществляется в целях вы-
полнения положений международного права;
осуществление исполнительно-распорядительной деятельности, направленной на реали-
зацию предписаний, вытекающих из самоисполнимых норм международных договоров и
национальных имплементационных нормативных правовых актов;
обеспечение предупреждения, пресечения и наказания за совершение нарушений между-
народного права и национального имплементационного законодательства в той или иной
данной сфере (правоохранительная деятельность);
проведение организационной, материально-технической и иной деятельности в пределах
национальной юрисдикции, необходимой для выполнения международных обязательств.
Механизм имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне
включает в себя и государственные органы, уполномоченные на реализацию обязательств,
вытекающих из международного права.
В отдельных случаях, для обеспечения исполнения договора на внутригосударственном
уровне, Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Со-
вет Министров Республики Беларусь могут принять в соответствии с частью первой статьи
34 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» реше-
ние об определении «государственного органа (должностного лица), ответственного за ис-
полнение международного договора или координирующего исполнение международного до-
говора».