Внутригосударственный механизм имплементации международного права.

Главная ответственность за обеспечение эффективной имплементации международного

права ложится на государства. Однако сам факт участия того или иного государства в меж-

дународных соглашениях вовсе не означает, что все их положения будут автоматически

применяться и эффективно действовать. Необходимо приведение в действие системы право-

вых и иных мер в национальных правопорядках, позволяющих обеспечить реализацию пред-

писаний международных договоров.

Внутригосударственные правоотношения, возникающие вследствие принятия государ-

ством международных обязательств, регулируются не договорными, а национальными нор-

мами права. Международный договор в этом случае выступает лишь в качестве юридическо-

го факта, вызывающего необходимость внутригосударственного правотворчества и установ-

ления соответственно внутригосударственных правоотношений.

Внутригосударственный механизм имплементации норм международного права - это со-

вокупность национальных правовых средств, используемых для имплементации междуна-

родного права в той или иной сфере международного сотрудничества, и государственных

органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств государства, и осу-

ществляющих правообеспечительную деятельность, формирование национальной правопри-

менительной практики, соответствующих требованиям международно-правовых норм.

К национальным правовым средствам, используемым для реализации международного

права относятся:

нормативные правовые акты общего характера, регулирующие вопросы соотношения

международного и внутригосударственного права, заключения, исполнения и прекращения

действия международных договоров, нормотворческой деятельности, а также определяющие

компетенцию государственных органов в области имплементации международного права;

национальные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения реализации междуна-

родных обязательств, вытекающих из конкретных международных договоров (имплемента-

ционные правовые акты);

правообеспечительная деятельность государственных органов, связанная с имплемента-

цией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международ-

ного права;

национальная правоприменительная практика.

Правовое содержание этих средств зависит от решения в национальном законодательстве

вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, прежде всего, в

части характера влияния международного права на функционирование национальной право-

вой системы в процессе реализации международно-правовых норм. Это влияние междуна-

родного права на национальную правовую систему весьма многопланово, и оно распростра-

няется на все элементы системы – от правосознания до правоприменения.

Государства в своих Конституциях или иных нормативных правовых актах закрепляют

положения, которые определяют юридическую силу международных договоров и их внутри-

государственную применимость, регулируют порядок заключения, исполнения и денонсации

международных договоров. Так, Конституция Республики Беларусь признает приоритет об-

щепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законода-

тельства (ст.8 Конституции). Что касается договорных норм, то в Конституции закрепляется

принцип недопустимости заключения международных договоров, противоречащих Консти-

туции (ч. 3 ст.8 Конституции).

Статьей 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Бела-

русь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики

Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики

Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда

из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание

внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согла-

сие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного до-

говора.

Непосредственная имплементация норм международного права на национальном уровне

не может быть достигнута только усилиями государства. Это обеспечивается за счет сово-

купной, организованной властными актами соответствующих органов государства деятель-

ности субъектов внутреннего права. Совокупность правовых мер государства по принятию

нормативных правовых актов в целях выполнения международных обязательств и представ-

ляет собой процесс восприятия (рецепции) национальным правом правил международных

договоров.

Следует отметить, международное право не регламентирует вопрос о видах имплемента-

ционных правовых актов. Государства самостоятельно определяют каким образом на внут-

ригосударственном уровне формально обеспечить исполнение международных обязательств,

вытекающих из договоров. Как правило, для этих целей используются традиционные норма-

тивные правовые акты – законы, решения глав государств, правительств и тому подобное, а

также иные правовые акты, в том числе и акты применения права.

Имплементационные правовые акты призваны обеспечивать либо непосредственное при-

менение самоисполнимых норм международного договора или выступать в качестве регуля-

тора на национальном уровне отношений, возникающих в связи с наличием у государства

международных обязательств.

Правообеспечительная деятельность государственных органов, связанная с имплемента-

цией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международ-

ного права, по содержанию представляет собой:

реализацию полномочий в нормотворческой области по принятию новых, отмене или из-

менению национальных нормативных правовых актов, которая осуществляется в целях вы-

полнения положений международного права;

осуществление исполнительно-распорядительной деятельности, направленной на реали-

зацию предписаний, вытекающих из самоисполнимых норм международных договоров и

национальных имплементационных нормативных правовых актов;

обеспечение предупреждения, пресечения и наказания за совершение нарушений между-

народного права и национального имплементационного законодательства в той или иной

данной сфере (правоохранительная деятельность);

проведение организационной, материально-технической и иной деятельности в пределах

национальной юрисдикции, необходимой для выполнения международных обязательств.

Механизм имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне

включает в себя и государственные органы, уполномоченные на реализацию обязательств,

вытекающих из международного права.

В отдельных случаях, для обеспечения исполнения договора на внутригосударственном

уровне, Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Со-

вет Министров Республики Беларусь могут принять в соответствии с частью первой статьи

34 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» реше-

ние об определении «государственного органа (должностного лица), ответственного за ис-

полнение международного договора или координирующего исполнение международного до-

говора».